Е.Д. Гальцова. «Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма»
Книга посвящена исследованию французской сюрреалистической драматургии и театральных постановок с конца 1910-х годов до наших дней, а также анализу специфической театральности, присущей творчеству сюрреалистов, в контексте литературных, театральных, философских, эстетических, лингвистических, антропологических, социологических, психологических и естественно-научных концепций своего времени и в широкой исторической перспективе. Для специалистов-гуманитариев и широкого круга читателей, интересующихся культурой XX в.
Содержание
Раздел I. «Театр — корабль-призрак сюрреализма?»
- Провозвестники — А. Жарри и Г. Аполлинер
- Непризнанные предшественники: к театральному происхождению слова «сюрреализм»
- Театр Раймона Русселя: Школа сюрреалистического зрителя
- Спектакли, поставленные группой Бретона в начале 1920-х годов
- Театр «Альфред Жарри»
- Сюрреалистическая постановка Сильвена Иткина
- Сюрреализм на театральных сценах 1920—1930-х годов
- Драматический театр и другие зрелищные искусства — музыкальный театр, кино
- Сюрреализм и французский театр после Второй мировой войны
- Глава 2. Театр в журнале «Литература» и другой сюрреалистической периодике
- Глава 1. Концепции реальности в культуре сюрреализма и теории Арто
- Специфика бретоновского сюрреализма в контексте французского авангарда
- Концепция реальности и сюрреальности
- Театр и реальность в эстетике А. Арто
- «Мысленный театр» в повести А. Бретона «Безумная любовь»
- Глава 2. Перевоплощения, маски, симуляции, игры в теории и практике сюрреализма
- Глава 3. Грезы и их «драматизация»: транспозиции психоанализа
- Психоанализ в «Сообщающихся сосудах» А. Бретона
- От толкования сновидений к интерпретации театрального зрелища: спиритическая «добавка»
- «Химический осадок универсальной грезы»
- Р. Витрак-сюрреалист против З. Фрейда
- Терапевтический смысл психоанализа в театральных теориях А. Арто и Р. Витрака
- Глава 4. Теория и практика юмора
- Глава 5. Представление о прекрасном, представление прекрасного
- Свет и ореол образа
- Конкретизация «современной красоты»: желание и театр
- Красота и «священная болезнь» (безумие)
- Конвульсивная красота
- Риторика сюрреалистической красоты
- Прекрасное, безобразное, бесформенное
- Глава 6. О некоторых аспектах визуального и вербального начал в сюрреализме
- Визуальные и слуховые образы
- «Глаз существует в диком состоянии»
- Слово и изображение
- «Сюрреалистический объект» и «стиховещи»
- Вербально-изобразительный коллаж как мизансцена сюрреалистических мифов
- Глава 1. Жанровое своеобразие сюрреалистической драматургии
- «Сюрреалистическая драма» против театральных жанров
- Определение жанра произведений для театра самими сюрреалистами
- Жанровые взаимодействия
- Глава 2. Кризис персонажа
- Глава 3. Театр слова
- Ремарки и диалоги
- Реализация метафоры. Слова, вещи, тела
- Игры с означающим: буквальный театр в «Эфемере» Витрака
- Глава 4. Театр книги и «рукописный» театр
- Глава 5. Метатеатральные формы
- Р. Витрак и А. Арто о Л. Пиранделло
- Автор, персонаж и зритель в сюрреалистической драме: пиранделлизм «за» и «против»
- Театр в театре
- Глава 6. Театр картин
- Глава 7. К проблеме абстракции
- Т. Тцара об абстракции
- «Абстракция» Т. Тцара и теория В. Кандинского: возможные типологические схождения
- В. Кандинский и Т. Тцара о театре и драме
- Абстракционистские тенденции в дадаистском театре Тцара
- Глава 8. Мифы и их театрализация
Глава 1. Перипетии истории театральных воплощений сюрреалистической драмы
Раздел II. Театральность в эстетике сюрреализма
Раздел III. Театральные формы
Заключение
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.
Résumé en français