ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

На правах рекламы:

Обслуживание и ремонт поломоечных машин Perfect Energy.

Главная / Публикации / Е.Д. Гальцова. «Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма»

Специфика бретоновского сюрреализма в контексте французского авангарда

Вернемся к определениям понятия «сюрреализм». Напомним ставшую классической формулу Аполлинера из предисловия к «Грудям Тиресия»: «Когда человек захотел имитировать шаги, он создал колесо, которое не походило на ногу. Он занимался сюрреализмом, сам того не зная»1. Идея имитации совершенно буквально сочетается здесь с идеей изобретения колеса.

Для Аполлинера термин «сюрреализм» был результатом основательных размышлений, он стремился изобрести что-то совершенно новое. В марте 1917 г. Аполлинер пишет Полю Дэрмэ: «Хорошо продумав этот вопрос, я пришел к выводу, что лучше взять слово "сюрреализм", нежели "сюр-натурализм", которое я выбрал сначала. "Сюрреализм" еще не существует в словарях, и им удобнее пользоваться, чем словом "сюрнатурализм", которое уже захватили господа философы»2.

Термин «сюрреализм» в очередной раз стал для Аполлинера оружием литературной полемики. Он написал свое знаменитое предисловие после премьеры, полемизируя с теми критиками, которые увидели в его пьесе грубый символизм. Виктор Баш, например, намекал на возможно недостаточное знание Аполлинером французского языка: «Пьеса г. Аполлинера является сюрреалистической драмой, т. е., если говорить по-французски, символистской драмой... Но первым условием символистской драмы является моментальное выявление отношения между символом, всегда являющимся знаком, и означаемой вещью. Так ли происходит в "Грудях Тиресия"? Я предполагаю, что это сатира против феминизма или, точнее, против чрезмерного феминизма»3.

Аполлинер, разумеется, различал эти два понятия: «Для характеристики своей драмы я использовал неологизм, и пусть мне его простят, ибо со мной редко такое случается, — я придумал прилагательное "сюрреалистический", которое вовсе не обозначает "символический", как предполагал г. Виктор Баш в своем драматургическом журнале, но довольно хорошо определяет некую тенденцию в искусстве»4.

Существует некий загадочный документ, достоверность которого не совсем установлена, — письмо Бретона, где говорится о его возможном участии в предисловии к «Грудям Тиресия». А. Беар приводит письмо Бретона неустановленному другу (без даты): «Я мог бы сказать, что участвовал в предисловии к "Грудям". Человек, желая воспроизвести движение, создал колесо вне всякой связи с опорно-двигательным аппаратом ног, которые, как он видел, могли бегать. В сюрреализме содержится это изобретение и это усовершенствование»5.

Однако, несмотря на это свидетельство, создавая сюрреалистическое движение в 1924 г., Бретон принципиально отошел от такого определения, что прежде всего выразилось в отсылке к науке — психиатрии и психоанализу: сюрреализм он определяет как «чистый психический автоматизм»6. Отдавая дань уважения Аполлинеру, Бретон вспоминает и о Нервале с его понятием «супернатуралистская греза», которую явно предпочитает изобретению колеса.

Примечания

1. «Quand l'homme a voulu imiter la marche, il a créé la roue qui ne res semble pas à une jambe. Il a fait du surréalisme sans le savoir» (Apollinaire G. Œuvres poétiques. P., 1965. P. 865—866).

2. Apollinaire G. Œuvres en prose complètes. P., 1991. Vol. 2. P. 1649.

3. Ibid. P. 1179.

4. Apollinaire G. Œuvres poétiques. P. 865.

5. Béhar H. André Breton, le grand indésirable. P., 1990. P. 52.

6. В этом смысле Бретон уже использовал слово «сюрреализм» в 1922 г. в статье «Явление медиумов» (см. «Антологию французского сюрреализма»).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru