Глава 5. Представление о прекрасном, представление прекрасного
«Сюрреализму удалось придать новый лик красоте», — писал Бретон, подводя итоги сюрреалистического движения в 1942 г.1 Сюрреализм с самого начала утверждал себя в поисках новой эстетики. При этом группа Бретона стремилась не повторять авангардистских изобретений, созданных футуризмом и дадаизмом, с которыми сюрреализм был генетически связан. Футуристы отрицали романтические и символистские представления о красоте как о воплощении идеала (один из их манифестов назывался «Убьем лунный свет!», 1911 г.) и воспевали новую, по преимуществу технократическую, красоту, связанную с изобретениями автомобилей, аэропланов и др. Футуристическая эстетика предлагала новые критерии красоты — скорость, динамику. Дадаисты предлагали антиэстетику как таковую: вслед за Рембо, который «оскорбил Красоту», Тцара вообще провозгласил смерть красоты.
Бретон тоже отвечал Рембо, но позитивно, написав в первом «Манифесте сюрреализма» (1924): «Сегодня я умею приветствовать Красоту»2. Представления о красоте в первом «Манифесте сюрреализма» свидетельствуют об одновременном желании продолжения эстетики авангарда (прежде всего эстетики «удивления» Аполлинера) и специфическом возвращении к символизму и даже романтизму, проявившимся в апологии сюрреального или сюрреальности, а также магического искусства, которые можно рассматривать как субституты романтического идеала. Эти идеи развивал в 1920-х годах Бретон в повести «Надя» и во «Втором манифесте сюрреализма» и затем, в 1930-х, — в повести «Безумная любовь».
Новый лик сюрреалистической красоты обнаруживал явные признаки сакрального. Сюрреалистическое сакральное могло выражаться как в довольно жестких, ритуализированных формах, так и в духе эстетики бесформенного Жоржа Батая, которые, в свою очередь, были достаточно близки и театральной эстетике Арто. При этом оба направления обнаруживали соотнесенность с театром — в первом случае с его наиболее традиционными формами, во втором с поисками принципиально иной театральности3.
Примечания
1. Breton A. Œuvres complètes. P., 1999. T. 3. P. 725.
2. Ibid. P., 1988. T. 1. P. 820.
3. Разумеется, граница между этими двумя тенденциями весьма относительна, если учесть интерес Арто к некоторым видам ритуального театра, например балийского, о чем он пишет в книге «Театр и его двойник».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.