ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Е.Д. Гальцова. «Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма»

Визуальные и слуховые образы

Размышления о визуальности были неотъемлемой частью поэтического и теоретического творчества французских сюрреалистов. Прежде всего, визуальность утверждалась в противовес музыкальности: Бретон говорил о превосходстве «визуального» воображения над слуховым1 еще в эпоху увлечения автоматическим письмом. Это может показаться парадоксальным, ибо само автоматическое письмо является записью под диктовку некоего таинственного голоса или голосов. Но что такое этот голос? Речь идет о голосе не в обыденном смысле этого слова, а в метафизическом. Это знаменитый «голос тени» из стихотворения Виктора Гюго (сборник «Созерцания»), он открывает перед лирическим героем фантастическую панораму видений. Голос выполняет в сущности техническую роль, помогая поэту узреть мир грез, невидимый или не всегда видимый в обыденной жизни. В статье «Автоматическое сообщение» (1933) Бретон называл заблуждением идею «перехода от слухового к визуальному»2.

Слуховое начало не имеет никакой ценности, если не пробуждает визуальных образов, воспринимаемых поэтом совершенно реально. В «Манифесте сюрреализма» (1924) Бретон приводит пример своего первого, случайного автоматического опыта, описывая, как однажды услышал странную фразу, произнесенную отчетливо, но «вне всякого голоса»: «Вот человек, разрезанный окном пополам». «Однако, — продолжает Бретон, — фраза эта не допускала никакой двусмысленности, ибо ей сопутствовал зыбкий зрительный образ шагающего человека, тело которого, на уровне пояса, разрезано окном, расположенным перпендикулярно оси его тела»3.

Зыбкость относится не только к зарождающимся образам, но и к функционированию органов чувств, в особенности зрения. Человек, разрезанный окном пополам, результат не наблюдений за действительностью, а особого видения, галлюцинации, визионерства, в том смысле, какой придавал ему А. Рембо. В «Автоматическом сообщении» Бретон подчеркивает именно эту особенность видения: «Автоматическое письмо... ведет напрямую к визуальной галлюцинации»4. Глаза поэта-визионера могут быть обращены и вовне (в мир), и вовнутрь (себя или мира). Возвращаясь к идее внутреннего зрения, Бретон воспроизводит символистский топос слепоты как особого, истинного, зрения: «...я продолжаю слепо верить (слепо... но это слепота, позволяющая прозревать все видимые вещи) в победу не поддающегося проверке визуального — посредством слухового»5.

Образ слепоты как истинного зрения был известен в культуре с незапамятных времен и обозначал связь с сакральным. Эта визуальная галлюцинация имеет также клинический смысл: внутреннее зрение обращено в глубины бессознательного. Таким образом, для сюрреалистов, увлекавшихся психоанализом Фрейда, слепота являлась и конкретной ассоциацией с мифом об Эдипе и эдиповым комлексом.

Исследовательница Фабьен Улак проводит параллель между бретоновским окном и лакановским толкованием фантазма. У Бретона окно, разрезающее человека пополам, воплощает, по мнению Улак, идею «зеркала без амальгамы» (так назывался первый текст «Магнитных полей»), т. е. одновременно предмета экранирующего и отражающего и предмета, сквозь который что-то видно. Экраном, или зеркалом, в данном случае служит та самая автоматическая фраза-образ, которая внезапно приходит к Бретону. Подобным образом, прибегая к метафоре «картина, стоящая в окне» (образ, часто встречающийся в живописи Рене Магрита), Лакан трактует понятие фантазма в семинаре «Предмет психоанализа»: «Фантазм обладает функцией экрана, он выходит в реальность, но одновременно представляет собой покрывало, относящееся к сфере воображения»6.

Противопоставление визуального и слухового Бретон обобщил в теоретическом трактате, посвященном изобразительным искусствам. В июльском номере журнала «Сюрреалистическая революция» (1925) было напечатано начало его будущей книги «Сюрреализм и живопись» (первое издание 1928 г., второе, дополненное и переработанное, 1965 г.). Бретон снова пишет о преимуществе визуального, или, по его выражению, пластического искусства перед искусством музыкальным: «...да будет позволено мне признать за пластическими средствами выражения особую ценность, в каковой я отказываю музыкальным, которые, из всех способов художественного выражения, являются самыми запутанными и вызывающими глубокое замешательство. Действительно, слуховые образы уступают визуальным не только в четкости, но и в строгости, и да не рассердятся на меня некоторые меломаны, они не созданы для усиления идеи человеческого величия. Пусть на оркестр продолжает спускаться тьма, но пусть мне, еще ищущему что-то в этом мире, позволят держать глаза открытыми, а когда наступит день, я закрою глаза, предаваясь своему молчаливому созерцанию»7.

Рассуждения Бретона можно интерпретировать как полемику с культом музыкальности французских символистов («Музыка — прежде всего» из стихотворения «Поэтическое искусство» Поля Вердена) и как отрицание абстракции во имя утверждения конкретного искусства. Разумеется, необходимо учитывать нюансы: и отсылку к столь любимому символистами мотиву закрытых глаз и слепоты, и неоднозначное отношение к абстракции, в котором декларативное отрицание (в пользу конкретного) сочеталось с большим интересом к абстракционистскому творчеству В. Кандинского.

Примечания

1. «Если бы я был художником, то этот зрительный образ, несомненно, первенствовал бы в моем воображении над слуховым». См.: Называть вещи своими именами. М., 1986. С. 53.

2. Breton A. Œuvres complètes. P., 1992. T. 2. P. 381.

3. Бретон A. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. С. 53.

4. Breton A. Œuvres complètes. P., 1992. T. 2. P. 390; см. также P. 374.

5. Ibid. P. 390. О «закрытых глазах» символистов и сюрреалистов см.: Chénieux-Gendron J. Du thème des yeux clos à l'aveuglement devant la peinture (le «regard intérieur») du symbolisme au surréalisme // Rivista di Letterature moderne e comparate. 2000. Vol. LUI, Fasc. 2. P. 203—223.

6. См.: Kulak F. Lambeaux maudits d'une phrase absurde // Folie et psychanalyse dans l'expérience surréaliste (Sous la direction de Fabienne Hulak. P., 1990. P. 81).

7. Breton A. Le surréalisme et la peinture. P., 1965. P. 1. Далее по тексту ссылки на эту же страницу.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru