Глава седьмая
Музыкальная проблема. Особливый дуэт. Замечательное изобретение, позволяющее глухому слушать концерт
Некий немецкий ученый поставил одну весьма трудноразрешимую проблему, и звучит она так: могут ли бздюмы быть музыкальными?
Distinguo*, наличие в дифтонгических бздюмах музыки concedo**; во всех прочих nego***.
Музыка дифтонгических бздюмов отнюдь не того рода, что порожденная голосом или при механическом воздействии на некие звучащие предметы, как то: скрипку, клавесин, гитару и проч. Она зависит только от механизма сфинктера заднего прохода, который, сжимаясь или расширяясь в большей или меньшей степени, формирует либо низкие, либо высокие звуки, и посему она ближе к той, что извлекают при игре на духовых музыкальных инструментах, то есть, как мы уже упоминали выше, аналогична звукам флейты, трубы, флажолета и т. п. Таким образом, дифтонгические бздюмы единственные способны творить музыку в соответствии со своей природой, как мы это видели в третьей главе, где рассматривается классификация бздюмов, и, следовательно, издавая бздюмы, можно получить музыку. Нижеследующий пример поможет еще более прояснить проблему.
Два мальчика, мои соученики по школе, обладали особыми талантами, каковые частенько использовали для собственного развлечения, а заодно и моего: один умел рыгать на разные тона, а второй точно также испускать бздюмы. Последний, дабы придать им большую изысканность и утонченность, брал небольшую корзинку, используемую для сцеживания сыворотки из творога, клал в нее листок бумаги, садился голым задом и, сжимая и разжимая ягодицы, издавал самые разнообразные органические, но весьма мелодичные звуки. Должен признать, что музыка эта была не слишком гармоничной, да и модуляции не слишком искусными, так что трудно было бы даже вообразить себе правила пения для подобного концерта и заставить согласованно, как и должно, звучать дисканты и альты, тенора и сопрано, баритоны и басы, однако я смею утверждать, что искушенный маэстро вполне смог бы придумать оригинальную систему, достойную того, чтобы быть переданной благодарным потомкам и вписанной в искусство композиции, а именно диатоническую1, расписанную в соответствии с пифагоровым строем2, в котором, стиснув зубы, можно отыскать хроматические созвучия3. Успех, вне всяких сомнений, предопределен, и для этого не потребуется отвергать принципы и понятия, которые мы изложили чуть выше. При этом светочем и компасом послужат темперамент и диета участников концерта. Вы хотите получить высокие звуки? Используйте тело, заполненное легкими, летучими газами, с узким задним проходом. Желаете звуки вдвое ниже? Пусть заиграет через широкий канал брюхо, заполненное плотными газами.
Мешок с влажными ветрами издаст только глухие, мрачные звуки. Одним словом, людское чрево представляет собой многозвучный орган, который издает разнообразные звучания и из которого без особых затруднений можно извлечь, словно из некоего склада, не менее дюжины тропов4, или звуковых ладов, из коих можно будет выбирать лишь те, что способны доставить приятность, как то: миксолидийский, гипомиксолидийский, дорийский и гиподорийский5. Однако, ежели использовать их без разбора и злоупотреблять полузвучными бздюмами, существует опасность снизить громкость до того, что ничего не будет слышно, или, ежели позволить звучать в унисон одним высоким либо низким звукам, музыка может стать несносной и неприятной, что допустимо разве что в какофонии или в большом хоре. Против подобной несообразности нас предостерегает философская аксиома, а именно: переизбыток чувствительности убивает чувство, a sensibili in supremo grado destruitur sensibile. Во всем важна умеренность, лишь она способна доставить удовольствие, ее же противоположность, сиречь чрезмерность, может только напугать, так что не следует использовать громкие звучания, подобные грохоту Шафузских водопадов или тех, что не счесть в горах Испании, а также реву водопадов Ниагары и Монморанси в Канаде, которые оглушают людей и вызывают выкидыши у еще даже не чреватых особ прекрасного пола.
И все же звучание не должно быть настолько слабым, чтобы утомить слушателя, вынуждая его прилагать слишком большие усилия и напрягать все свое внимание, дабы услышать его. Короче говоря, во всем следует держаться середины.
Est modus in rebus, sunt certi denique fines,
Quos ultra citraque nequit consistere rectum****.
Если неуклонно придерживаться сего совета Горация, все будет прекрасно и вас наградят аплодисментами.
Но прежде чем завершить эту главу, я просто не могу, как и положено благонамеренному гражданину, не попытаться облегчить, насколько сие в моих силах, несправедливости природы, которая чрезмерно сурово обошлась с иными представителями людского рода; иными словами, как благонамеренный гражданин, я просто не могу не поведать об одном средстве, какое позволяет глухому насладиться концертом подобной музыки.
Так вот, ему нужно взять курительную трубку, головку ее вставить в задний проход музицирующего, а мундштук крепко зажать в зубах; благодаря наличию музыкальных долей он ощутит все звуковые интервалы во всей их протяженности и сладостности. Тому мы имеем тьму примеров у Кардано, и Батист6 испробовал это в Неаполе. Но ежели какое-нибудь лицо любого звания и состояния, и вовсе даже не глухой, пожелает отведать на вкус это удовольствие, он может, подобно глухому, сильно затягиваться собственными ветрами и тогда познает все эти ощущения и наслаждения, о каких он не мог позволить себе и мечтать.
Примечания
*. Разделяю, расчленяю (лат.). — Примеч. перев.
**. Допускаю (лат.). — Примеч. перев.
***. Отрицаю (лат.). — Примеч. перев.
****.
Мера должна быть во всем, и всему наконец есть пределы,
Дальше и ближе которых добра быть не может на свете.Гораций. Сатиры, II, 1. Перев. М. Дмитриева.
1. Диатоника — музыкальная система из семи звуков, которые могут быть расположены по чистым квинтам. К диатонике относятся звукоряды древнегреческих и церковных ладов, а также ладов народной музыки.
2. Пифагоров строй — музыкальный строй, опирающийся на сформулированное древнегреческим философом и математиком Пифагором из Кротона (VI в. до н. э.) математическое выражение частотных отношений между ступенями звукоряда. Однако в ряде созвучий пифагорова строя интонации воспринимаются иногда как слишком напряженные и даже фальшивые, чем, вероятно, и объясняются слова «стиснув зубы».
3. Хроматические созвучия — построенные по правилам хроматизма, полутоновой интервальной системы. Хроматизм существует и в древнегреческой музыке, и в новой, европейской.
4. Троп — в данном случае музыкальный термин, имеющий несколько значений. В древнегреческой музыке — обозначение транспозиционной гаммы. В теории одного из основоположников додекафонической музыки, австрийского композитора Йозефа Маттиаса Хауэра (1883—1959), тропы — 44 шестизвучные группы, составляющие основу двенадцатитоновой музыки.
5. Перечислены некоторые из восьми натуральных ладов, то есть приятных для слуха согласований звуков, использовавшихся в древнегреческой и церковной музыке (григорианском распеве). Дорийский лад, по Гераклиду Понтийскому, отличается характером мужественным, величественным, не веселым, не радостным, но мрачным и могучим, однообразным и однородным. Миксолидийский же лад Платон в «Государстве» охарактеризовал как жалобный.
6. Батист. — Вполне возможно, Дали здесь не без иронии имеет в виду французского композитора итальянского происхождения Жана Батиста Люлли (Джованни Баптиста Лулли) (1632—1687), придворного композитора Людовика XIV.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.