ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / А.А. Смолин. «Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального»

1.3. Место сюрреализма в развитии художественной картины мира

 

Только некоторые сумеют вкусить этот горький плод, не подвергаясь опасности.

Граф Изидор Дюкас де Лотреамон

Этот параграф посвящен исследованию сюрреализма, с позиции авангардного художественного течения начала XX века. Уже в этом аспекте сюрреализм выделяются из многочисленных течений своим интернациональным характером и огромным творческим потенциалом.

Сюрреализм как сверхреальность не имеет каких-либо временных и пространственных рамок, он вечен в контексте нашего существования, поэтому сложно говорить о его месте и влиянии на человечество в какой-то определенный промежуток времени.

Возникновение сюрреализма как художественного течения было явлением «парижским», выражавшим идеи французских писателей и поэтов, во главе с Андре Бретоном. Сюрреализм возник не на пустом месте, он выкристаллизовался из дадаизма, сформировавшегося как течения в Швейцарии, и лишь затем, с переездом его основателя румына Тристана Тцара в Париж, продолжил свое недолгое существование. Уже в этом проявился интернациональный характер сюрреалистического течения.

Немаловажен и тот факт, что сюрреалисты и, Андре Бретон в частности понимали, что идеи и устремления сюрреализма открыты не ими. В 1928 году Бретон задается вопросом: «Должен ли я верить, что все началось со мной? Было так много других, кто любовался скрещенными под черным небом золотыми копьями — но где теперь «битвы» Учелло»1.

Оглядываясь в прошлое, Андре Бретон с единомышленниками искали подобных себе «сюрреалистов помимо своей воли». Это были не только поэты, писатели или художники, их интересовали личности неординарные, разносторонние, бросающие вызов сложившемся устоям своими прогрессивными идеями. Сюрреалисты почитали Леонардо да Винчи, Раймона Ллулия2, Джамбаттиста Порта3 и многих других. Бретон восхищался творчеством и неуемной фантазией Джузеппе Арчимбольдо, планируя представить несколько его работ на выставках сюрреалистов.

Сюрреализм не долго оставался прерогативой французской группы. Уже в 20-х годах в Бельгии и Югославии появляются группы схожей с сюрреалистами направленности.

На тридцатые годы приходится взрыв сюрреалистической активности во Франции и за ее пределами. В группу вступает множество художников из разных стран. К ним относятся: испанец Сальвадор Дали, бельгийцы Рене Магритт и Ив Танги, немец Макс Эрнст, скульптор из Швейцарии Альберто Джакометти. Бретон причисляет к сюрреалистам испанца Пабло Пикассо творящего в технике кубизма и швейцарца Поля Клее, хотя последний является членом движения немецких экспрессионистов.

Возникшая в Белграде группа сюрреалистов воздержалась от определения сюрреализма, они считали, что «Сюрреализм — это таинственная духовная область, которая не поддается статической фиксации»4.

В 1931 году появилась теоретическая работа К. Поповича и М. Ристича «Эскиз феноменологии иррационального», которая представляла собой манифест сербского сюрреализма, пытавшийся объединить психоанализ с диалектическим материализмом, легализовать сознание, наметить выход из подсознания к морали и практическому действию. К сожалению, сербское сюрреалистическое движение просуществовало недолго.

В Барселоне, в 1920-е годы, существовала студенческая литературная группа «de los surrealistas», вдохновленная Сальвадором Дали. Один из мадридских журналов писал: «вся испанская литература сюрреалистична, ибо суть выражения характера народа абсурдного, вздорного, иррационального, анархического...»5.

В начале 30-х годов появилась чехословацкая группа сюрреалистов которая быстро распалась, разочаровавшись в революционных возможностях сюрреализма.

Примерно в это же время появляются сюрреалистические группы в Латинской Америке, Мексике и Аргентине. В 1938 году такая группа сложилась в Чили вокруг журнала «Мандрагора».

Англичане в 1935 году выпустили «Первый английский манифест сюрреализма», который возвещал о создании организованного сюрреалистами английского движения. Английская группа писала: «рассчитывая для освобождения человечества только на пролетарскую революцию, мы возвещаем о нашем безоговорочном присоединении к историческому материализму Маркса, Энгельса и Ленина»6.

В 40-е годы практически не было страны, в которой не появлялась какая-либо группировка, причислявшая себя к сюрреализму.

Активно пропагандируя сюрреализм, Бретон с единомышленниками разъезжает по разным странам. В 1934 году он читает лекцию в Брюсселе, в 1936 году Поль Элюар выступает в Лондоне. В 1935 году они едут в Прагу и Тенерифе7. Благодаря этому, в совокупности с выпускаемыми журналами и произведениями число поклонников сюрреализма в разных странах неуклонно росло.

Большим успехом пользуются международные сюрреалистические выставки, проходящие в США, Цюрихе, Брюсселе, Лондоне. В Нью-Йорке в 1936—37 году проходит большая выставка «Fantastic art, Dada Surrealism». В 1937 году, несмотря на режим военной диктатуры, сюрреалисты выставляются в Токио.

Важную роль сюрреализма в культуре начала XX века показывает парижская выставка 1938 года, на которой представлены семьдесят художников и скульпторов из четырнадцати стран: Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Румынии, Франции, Чехословакии, Японии, Швейцарии и Швеции.

Такая высокая популярность сюрреализма как нельзя лучше отражает его интернациональный характер и показывает лидирующее положение по сравнению с другими художественными течениями тех времен.

Еще одним примером неоднозначности сюрреалистического движения являются его взаимоотношения с прекрасным полом. Прославление сюрреалистами любви, открытой сексуальности ускорило прием в их ряды представительниц прекрасного пола как независимых и свободных творцов.

Французская художница и поэт — сюрреалист Мерет Оппенгейм, будучи свободной от предрассудков считала, что ничего оскорбительного в условиях приема женщин в ряды сюрреалистов нет8.

Под знаменем сюрреализма творит английская писательница и художница Леонора Каррингтон, мастер глубоко образной и магической живописи.

Талантливая мексиканская художница Фрида Кало не входила в число сюрреалистов. Она отвергала искусство сюрреализма как европеизированное и наносное, несмотря на восторженные отзывы Бретона, гостившего в 1938 году у Кало и ее мужа Диего Риверы в Мехико. Фрида была наследницей традиции мексиканского трагического реализма. В юности она попала в автомобильную аварию, что в последствии сказалось на ее картинах, построенных вокруг семантики расчлененного тела9.

Наблюдалось также и такое явление как «сюрреалистические браки». Американская художница Кей Сэйдж вышла в 1940 году за Ива Танги.

Хотя на официальных групповых портретах сюрреалистов лица женщин отсутствуют, на выставках и в ходе творческого обмена между художниками женщины были представлены ярче, чем в любом другом направлении искусства.

Женщины чувствительней и романтичней, нежели хладнокровные и расчетливые мужчины. Им более доступны душевные переживания и озарения, благодаря которым они могут передать неуловимое эмоциональнее и трепетнее. В работах женщин — сюрреалистов преобладает гармония живой природы, место человека в окружающем мире, экологическая тематика.

Мужчинам, в отличие от них неведомо, что есть рождение новой жизни. Возможно, поэтому, вклад женщин — сюрреалистов в развитие художественной картины мира может быть важнее, чем сюрреалистов-мужчин.

Существовал сюрреализм и в Советском Союзе, но появился он несколько позже, в связи с тем, что абстрактное и модерновое искусство осуждалось и преследовалось советской властью. Многие русские художники того времени интересовались сюрреализмом, выражая в своих работах протест посредством свободы творчества.

Западный сюрреализм был рассчитан на широкие слои населения, в России это была прерогатива оппозиционно-интеллигентского общества, тех людей, которые были недовольны существующим режимом и выражали свой протест в произведениях искусства или посещая «подвальные» выставки «художников-отщепенцев».

Многие русские художники были неравнодушны к сюрреализму. Огромное влияние оказали работы Джорджио де Кирико на представителя русского авангарда Казимира Малевича.

Художник Константин Васильев на определенном этапе своего творчества интересовался сюрреализмом. Результатом его знакомства с творчеством Сальвадора Дали, Ива Танги и других художников-сюрреалистов стала серия работ написанная им в шестидесятых годах. Среди них такие, как: «Струна», «Атомный взрыв», «Апостол». «Единственное, чем интересен сюрреализм, — делился он с друзьями, — это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства»10.

Что касается освещения этого противоречивого течения в советской литературе, в большинстве своем оно носило ярко выраженный негативный характер. В книгах сюрреализм критиковали (вероятнее всего под указку вышестоящего начальства), искусствоведы и писатели освещали исключительно негативные стороны этого течения. Вся критика сводилась к тому, что сюрреализм представляет из себя буржуазное течение, поставившее своей целью испортить психику нормальных людей, используя в своих работах насилие и сексуальные извращения посредством бессмысленного разбрасывания не связанных друг с другом предметов на плоскости холста или не связанных друг с другом слов и предложений на листе бумаги. Вот ряд определений того времени, клеймящих сюрреализм:

«Сюрреализм — реакционное, упадническое течение в литературе и искусстве современной Франции. В произведениях сюрреалистов большую роль играют сновидения, галлюцинации, бред. Сюрреализм — яркий образец разложения буржуазной культуры эпохи империализма».

Словарь иностранных слов, 1954 г.

«Сюрреализм — реакционное, формалистическое течение в буржуазном искусстве и литературе эпохи всеобщего кризиса капитализма. Отрицая реальную действительность как источник творчества, последователи сюрреализма обращаются к подсознательному и патологическому. Знаменуя расположение буржуазного искусства и литературы, сюрреализм представляет собой распад художественной формы, уродливое нагромождение бессмысленных символов и натуралистических деталей».

Энциклопедический словарь. Т. 3., 1955 г.

«Сюрреализм — направление в современном буржуазном искусстве, зародившееся в начале 20-х годов во Франции. Являясь характерным выражением кризиса капиталистического общества, сюрреализм находит свои философские основы в объективно-идеалистической теории Фрейда, согласно которой искусство есть не что иное, как продукт и функция эротики. Содержание искусства, по сюрреализму, сводится к неким «сексуальным импульсам», к инстинктам страха как перед смертью, так и перед жизнью. Противоречия, раздирающие буржуазный строй, чувства ужаса и бессилия перед реальным миром, порождаемые этими противоречиями у некоторых оторвавшихся от народа художников-сюрреалистов, воплощаются последними в образах, вызывающих отвращение к самой реальности, к жизни».

Философский словарь. М., 1993 г.

Сюрреалистическое течение подвергалось критике не только в Советском Союзе. На Западе также находились люди, негативно отзывающиеся о нем.

Бывший сюрреалист, французский писатель Роже Вайян высказал мысль о социальном паразитизме сюрреализма, его мелкобуржуазной сущности и способности жить «вне» и «подле» подлинного дела.

Жан-Поль Сартр писал: «Сюрреалисты остаются паразитами класса, который они оскорбляют, их бунт вне революции»11.

Предположим, что вся критика в адрес сюрреализма верна. Тогда возникает вопрос, если сюрреализм — пустышка, никому ненужное буржуазное течение, пропагандирующее лишь насилие и сексуальные извращения, почему он был так популярен по всему миру и оставил после себя богатое наследие?

Главный секрет сюрреализма, по мнению автора, заключается в его подходе к процессу творчества. Сюрреалисты возвели в ранг ценностей мечты, грезы, свободные ассоциации. Вполне естественно, что полная свобода личности может привести как к позитивному, возвышенному, так и к негативному, насильственному. Выбор остается за самим творцом, чему он отдаст предпочтение, какой путь изберет для себя и своего творчества.

В своем эссе «О форме» Василий Кандинский12 писал: «Современное искусство воплощает в себе духовность, ставшую откровением. Формы этого воплощения варьируются между двумя крайностями: полная абстракция и полный реализм. Эти крайности открывают два пути, ведущие к одной и той же цели в конце. Эти два элемента всегда присутствовали в искусстве — первый выражался во втором. В наши дни кажется, будто они существуют раздельно. Искусство, видно, положило конец приятному дополнению абстрактного конкретным и наоборот»13.

Он верно подметил факт размежевания абстрактного и конкретного, не учтя того, что сюрреализм — единственное направление в искусстве XX века, которое избежало такого разделения. Это художественное течение плотно подходит к границам абстрактного и также уверенно чувствует себя в классической живописи. От реализма он впитал способность мыслить узнаваемыми образами — предметами, от авангарда — полную беспощадность к реальному и манипулирование им в своих интересах.

Огромный творческий потенциал и богатая свобода творчества подталкивали сюрреалистов к поиску новых источников вдохновения в произведениях искусства народов мира и различных видах творчества.

Они интересовались африканским искусством, туземным искусством Северной Америки, от эскимосов до индейских племен Аризоны.

Сюрреалисты пытались проявить себя в области архитектуры, проектируя монументы и целые города. Увлекаясь скульптурой, они называли свои произведения «сюрреалистические предметы» — трехмерный коллаж из найденных вещей, отобранных, скорее, в соответствии с их поэтическим значением или психическим резонансом художника, чем с эстетическими достоинствами самих предметов14.

На сюрреалистических выставках можно было встретить скульптуры Океании из коллекций Бретона, Арагона и Элюара. Сюрреалистов привлекал особый выразительный характер «примитивной» скульптуры, в которой они черпали фантастические образы, волнующие их воображение.

В поисках «примитивного» искусства Андре Бретон посещал резервации племен хопи в Аризоне и Нью-Мексико, индейцев пуэбло на юго-западе Соединенных Штатов. Художник-сюрреалист Элеонора Каррингтон прежде, чем приступить к масштабной фреске «Магический мир майя» для музея антропологии в Мехико, долго жила у индейцев штата Чьяпас15.

Сюрреалисты были первыми, кто открыто признал художественную ценность рисунков сумасшедших. В 1922 году Принцхорн16 издал работу «Изобразительная деятельность душевнобольных», которая сильно повлияла на сюрреалистов. «Мы находимся перед тем поразительным фактом, что шизофреническое восприятие мира и восприятие его современным искусством может быть передано в одних и тех же выражениях»17 — писал автор.

Стремление к новым способам отображения действительности привело сюрреализм к кинематографу и фотографии.

Сальвадор Дали совместно со своим другом, испанским режиссером Луисом Бунюэлем, снял два сюрреалистических фильма «Андалузский пес» 1929 года и «Золотой век» 1930 года, которые оказали заметное влияние на последующее развитие кинематографа.

Двадцатипятилетний Дали появился в Париже с картиной «Великий мастурбатор» и фильмом «Андалузский пес», дабы «вонзить кинжал в сердце великосветского Парижа, устроить интеллектуальное кровопролитие — такова была цель этих двух единомышленников и она была полностью достигнута»18, — писали парижские газеты.

Фотография для сюрреалистов стала превосходным средством передачи ощущения таинственности и ирреальности. Фотограф-сюрреалист Ман Рей прославился своими рейограммами, открыв способ делать фотографии без фотоаппарата. «Я просто накладывал большие стеклянные негативы на лист фотобумаги, расположенной на столе и освещенной красной лампочкой. На несколько секунд я зажигал свисавшую с потолка лампу, а потом проявлял снимки. Во время такого проявления я натолкнулся на способ делать фотографии без фотоаппарата»19 — рассказывал фотограф.

Под влиянием Мана Рея бельгийский художник Рауль Убак занялся фотомонтажом, соляризацией и «брюляжем» — нагреванием негативов до расплавления перед печатью.

Сюрреалисты повлияли на развитие документальной фотографии. С ними сотрудничали такие фотографы как Брассай, работавший в 30-е годы для журнала «Harper's Bazzar», Ли Миллер, снимавшая для «Vogue»20.

Они знамениты своими экспериментами с различными материалами и новаторскими приемами, применяемыми в процессе творчества. Сюрреалисты пытались воссоздать мир обыденный, мир банальных вещей, «предметов», но внезапно обретающих некое новое звучание, загадочную «сюрреалистическую сущность».

Немецкого художника — сюрреалиста Макса Эрнста можно считать основным экспериментатором сюрреалистического искусства. Его картины — это мир странных, зачастую агрессивных и извращенных фантазмов, населенных нелепыми, странными существами21.

Ему принадлежит изобретение фроттажа (фр. натирание) — прием, состоящий в натирании грифелем или краской листа бумаги, положенного на шероховатую поверхность и подложенных под него различных предметов: дерева, тканей и т.д. В результате получаются причудливые натуралистические изображения.

Сюрреалисты использовали изобретенный кубистами коллаж. Немецкий художник Курт Швиттерс называл свое творчество «искусство Мерц» (взятый наугад фрагмент слова Kommerzbank с уличной выставки), чтобы подчеркнуть случайный характер своих произведений. Он делал свои картины-коллажи из так называемых отходов повседневности: обрывков газет, трамвайных билетов, различного ненужного хлама.

Испанский сюрреалист Оскар Домингес22 открыл декалькоманию — случайное изображение появляется при наложении одного листа на другой, покрытый масляной краской или какой-либо другой жидкой субстанцией. Заслугой Вольфганга Паалена23 является «фюмаж» («копчение») — использование следов оставленных на листе копотью от свечи.

Критик Рене Парсон в «Истории сюрреалистической живописи» насчитал до тридцати таких приемов, открытых и используемых сюрреалистами.

Во втором манифесте сюрреализма Андре Бретон писал: «По сути дела, подготовительный период (сюрреализма) по большей части относится к сфере «художественного». Тем не менее я предвижу, что эта подготовка подходит к концу, и потрясающие идеи, рожденные сюрреализмом, явятся наконец воочию под грохот колоссального взрыва, а затем свободно помчатся вперед. Всего можно ждать от нынешнего определения волевых усилий некоторых людей: придя после нас, они будут действовать еще более беспощадно чем мы»24. Насчет беспощадности лидер сюрреалистов попал в самую точку, а вот насчет потрясающих идей сюрреализма не угадал.

Весь комизм современного искусства заключается в том, что методы, используемые современными течениями и отдельными авангардными художниками в своем творчестве, были для сюрреалистов всего лишь небольшим творческим экспериментом. Открыв тот или иной метод и вдоволь им наигравшись, сюрреалисты искали чего-то нового. Например, Марсель Дюшан, прославившийся своими готовыми предметами, впоследствии вообще отошел от искусства, став шахматистом. Макс Эрнст, поэкспериментировав с натиркой и коллажем, продолжил поиски новых способов самовыражения, параллельно работая над произведениями, написанными в достаточно хорошей живописной технике. Сальвадор Дали знаменит большим многообразием творческих экспериментов. Но для него это был способ еще раз напомнить о своей персоне и своей живописи, во многом не уступающей полотнам старых мастеров.

В 1940-х годах многие сюрреалисты эмигрировали в Америку, где оказали решающее влияние на развитие американского и, в последствии, всего современного искусства.

Концептуальное искусство, перформанс, хэппенинг, поп-арт и многие другие течения — все это «выходцы» из сюрреализма, причем далеко не лучшего качества. Можно сказать, что практически каждый открытый сюрреалистами метод, который, по мнению автора, не несет большой художественной ценности, воплотился в обширное художественное течение, зачастую включающее в себя большое количество единомышленников.

Представитель абстрактного экспрессионизма, американский художник Джексон Поллок знаменит своими большими бессознательными полотнами в технике «дриппинга». Он капал краской на холст с палки, щетки и даже из консервной банки. В результате получались абстрактные полотна, представляющие из себя ничего не значащий набор пятен, капель и размывов.

Известное течение поп-арт, скоординированное главным образом в США, представляет из себя прославление потребительства. Поп-артисты заимствуют образы из комиксов, рекламы, кино, упаковок. Американский художник Энди Уорхолл является самым знаменитым представителем поп-арта. Ему принадлежит работа «100 изображений Мэрилин Монро», большое полотно с изображением банки консервированного супа и т.д. Творчество художников поп-арта очень сильно перекликается с готовыми предметами Марселя Дюшана.

Многочисленные сюрреалистические балы, действа и акции дадаистов, трансформировались в популярные в наше время перформансы и хэппенинги.

Однажды, Сальвадор Дали обмакнул морскую звезду в краску, бросил ее на холст и сказал, что происходит рождение нового шедевра. Не стоит удивляться, если на небосклоне современного искусства появятся «звездисты» — новомодное течение, представители которого будут творить, бросая испачканные морские звезды на холст. Но, так как любые творческие личности склонны экспериментировать, впоследствии в ход пойдут морские ежи, медузы и прочая многочисленная морская живность. Автор привел этот пример с целью показать свое неодобрение по отношению к современному искусству, считая его деградировавшим и находящемся на достаточно низкой ступени развития.

Помимо прикладного искусства, во многом сюрреалисты, а, в частности, Антонен Арто, повлияли на искусство абсурда — направление, возникшее и развивающееся во Франции в начале 50-х годов в области театра. Характерными чертами театра абсурда являются: отсутствие логики в построении сюжета, отсутствие логической связи между сценами, фразами, словами при самом скрупулезном описании отдельных черт, явлений. В театре абсурда ставка идет на бессмысленность человеческого существования, беспомощность разума и каких бы то ни было разумных рассуждений, поступков, действий25.

Во всемирной сети Интернет можно найти множество сайтов современных художников-сюрреалистов со всего мира, рекламирующих свое творчество. К сожалению, действительно сюрреалистическое творчество можно встретить очень редко. В основном, это многочисленные некачественные вариации известных мотивов Дали, Магритта и других истинных представителей сюрреализма. Преобладает много компьютерной графики сюрреалистического характера, бесчисленные галереи наспех сделанных рисунков в различных графических редакторах. Встречаются действительно талантливые живописцы, с хорошей техникой, но, как только их живопись приобретает сюрреалистический оттенок, вся техника исчезает, и получаются посредственные, убогие полотна. Это еще раз доказывает то, что сюрреалистом может быть далеко не всякий, необходимо иметь особое видение, чувствовать ирреальное, а не рисовать все подряд (ботинки, гвозди, кузнечиков и т.д.) на пустынном пейзаже а-ля Дали.

Подводя итог всему вышесказанному, можно считать, что сюрреализм во многом способствовал развитию не только современного искусства, но и общества. Его наследие включает в себя прозу, поэзию, живопись, скульптуру, театральные постановки, кинематограф, графику, рекламу, дизайн и многое другое.

К сожалению, общество переняло от сюрреалистов больше негативного, чем позитивного, что способствовало, по мнению автора, подмене полноценного искусства изобретательством и комбинаторными навыками.

Карл Густав Юнг писал: «Чем более ужасающим становится этот мир (особенно в наши дни), тем более абстрактным становится искусство; тогда как в мирное время мир рождает реалистическое искусство»26. Над этими словами стоит всерьез задуматься, потому что, если это утверждение верно, то, судя по современному искусству, наше общество переживает сейчас далеко не лучшие времена.

Таким образом, подводя итог исследованиям первой главы можно сделать следующие выводы:

I. Понятие «сюрреализм» автор репрезентирует до сверхреального — высшей реальности, являющейся взаимосвязью всего сущего. Поэтому следует различать понятие «сюрреализм», как сверхреальность и сюрреалисты — художники, поэты, писатели и ученые, прочувствовавшие и попытавшееся донести о существовании сверхреального остальным.

II. На своем творческом пути сюрреалисты, по мнению автора, совершили ряд ошибок, помешавших им творчески познавать «сверхреальное». Основными из них автор считает стремление сюрреалистов к первобытным животным инстинктам и политическую деятельность, заключающуюся в постоянных сменах политических пристрастий.

III. В творчестве Андре Бретона и его единомышленников наряду с негативным было и много полезного. Это, в первую очередь, антивоенная деятельность, воспевание грез, поисков «чудесного» и необычного в повседневной жизни.

IV. Сюрреализм с позиции «сверхреального» можно считать связующим звеном между наукой и искусством. Это проявляется в необычных действиях и явлениях, сопровождающих существенные научные открытия, что доказывает необходимость преобладания иррационального и воображения в мире науки.

V. Научную деятельность можно использовать как для созидания, так и для разрушения. Позитивная наука дает нам много «чудесного»: золотое сечение, исследование загадок Вселенной и многое другое. Ученые, использующие научное познание в мирных целях, должны руководствоваться не только разумом, но и чувствами. Они обязаны прочувствовать ответственность своего открытия, эмоционально пережить его возможные последствия. Только в этом случае наука перестанет быть прагматичной и безэмоциональной.

VI. Благодаря своему интернациональному характеру, сюрреалистическое течение можно по праву считать мировым явлением. Практически во всех странах существовали сюрреалистические группы; проводились интернациональные сюрреалистические выставки, включающие произведения художников и скульпторов из многих стран.

VII. Огромный творческий потенциал и полная свобода самовыражения сюрреалистов оставили богатое наследие, во многом повлиявшее не только на все художественные течения, но и на всю жизнедеятельность современного общества.

VIII. Современное искусство переняло от сюрреализма больше негативных качеств, что способствовало его деградации и падению на более низкую ступень творчества.

Примечания

1. Лесли Р. «Сюрреализм: Мечта о революции» — Минск: Белфакс, 1998. — С. 12.

2. Раймон Ллулий (ок. 1235 — ок. 1315), знаменитый алхимик XIII века. В своем произведении «Великое искусство» предвосхитил математическую логику и теорию математических машин.

3. Порта Джамбаттиста делла (1535—1615), итальянский физик, натуралист и писатель. Автор работ по лекарственным свойствам растений.

4. Андреев Л.Г. Сюрреализм. — М.: Изд-во Высшая школа, 1972. — С. 32.

5. Там же. — С. 34.

6. Там же. — С. 36

7. Пикон Г. Сюрреализм: Пер. с франц. — Париж: DIAKOM-FRANCE, 1995. — С. 171.

8. Лесли Р. «Сюрреализм: Мечта о революции» — Минск: Белфакс, 1998. — С. 85.

9. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с французского и комментарии С. Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 372.

10. Константин Васильев. Художник по Зову сердца / Авт. текста и сост. А. Доронин; Макет и оформ. В. Черниевского. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. — С. 183—184.

11. Андреев Л.Г. Сюрреализм. — М.: Изд-во Высшая школа, 1972. — С. 46.

12. Василий Кандинский (1866—1944), один из крупнейших художников XX века внесший значительный вклад в развитие современного искусства.

13. Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко. — М.: Серебряные нити, 1997. — С. 249.

14. Лесли Р. «Сюрреализм: Мечта о революции» — Минск: Белфакс, 1998. — С. 70.

15. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с французского и комментарии С. Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 46..

16. Ханс Принцхорн (1886—1933), немецкий психиатр и психоаналитик.

17. Мириамов В. Сюрреализм. — http://archive.1september.ru/art/2001/23/no23_01.htm.

18. Там же.

19. Пикон Г. Сюрреализм: Пер. с франц. — Париж: DIAKOM-FRANCE, 1995. — С. 54.

20. Лесли Р. «Сюрреализм: Мечта о революции» — Минск: Белфакс, 1998. — С. 87.

21. Алексеев Н. По ту сторону живописи. — http://wwvv.inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=6941&chapter=12

22. Оскар Домингес (1906—1957), французский художник; в 30-е годы примыкает к сюрреалистам.

23. Вольфганг Паален (1907—1959), французский, затем мексиканский художник — сюрреалист.

24. Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Москва: ГИТИС, 1994, — С. 298

25. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. — М.: Райт, 1995. — С. 153.

26. Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко. — М.: Серебряные нити, 1997. — С. 263

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru