1.2. Взаимосвязь сюрреализма, науки и искусства
О, сколько нам открытий чудных,
Александр Сергеевич Пушкин1 |
В предыдущем параграфе автор показал, что понятие «сюрреализм» представляет из себя нечто более масштабное, нежели художественное течение начала XX века — «сверхреальность». С одной стороны, это лишь определение, часть истории искусства, нечто конечное и уже ушедшее. С другой — бесконечность, другие реальности существующие независимо от нас и каким-то образом связанные с душой каждого человека.
До эпохи Ренессанса такие основополагающие понятия всего нашего существования, как Истина, Добро и Красота были едины и взаимообуславливали друг друга. С приходом века Просвещения истина отошла к науке, красота — к искусству, добро — к религии2. С тех пор, как гармония триединства была утрачена, возникли споры о важности и необходимости той или иной сферы нашего бытия. Но, с самого начала развития цивилизации и до наших дней существует безусловное доказательство триединства — гении, о которых автор поведает во второй главе диссертации.
Леонардо да Винчи сказал: «И, поистине живопись — это наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой...»3. Хорошей иллюстрацией данного изречения и примером взаимосвязи науки и искусства является его поистине гениальнейшее творение — «Тайная вечеря».
Композиция этого произведения строго симметрична и строго уравновешена относительно вертикальной оси, проходящей через ее главную точку. В центре, на фоне светлого пятна окна, расположена фигура Христа. Главная точка картины, куда ведут образы параллельных стен и потолка, приходится на правый глаз Христа, который в наклоне головы расположен чуть выше и ближе к зрителю. Таким образом, геометрический центр картины и ее смысловой центр строго совпадают. Интересно расположение двенадцати сидящих апостолов: две ближние к Христу группы апостолов компактны и более динамичны, они словно вписаны в два треугольника, обрамляющих треугольник центральной фигуры. Две крайние группы показаны более спокойно и широко: они образуют статичные фигуры — четырехугольники4.
Еще одним примером, иллюстрирующим связь науки и искусства является «Меланхолия» — шедевр мастера эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера.
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» Темпера на мастике, 1498 г.
Альбрехт Дюрер. Меланхолия. Гравюра на меди. 1514 г.
Это произведение является своеобразным учебником по перспективе, учебником по геометрии живописи. На гравюре решена сложная геометрическая задача построения перспективы додекаэдра. Рядом показана перспектива круглого жернова, который изображен в виде эллипса. Перекладины лестницы параллельны линии горизонта, поскольку лестница прислонена к плоскости, параллельно плоскости картины. В правом верхнем углу картины изображен математический квадрат — квадрат, составленный из первых чисел натурального ряда, сумма которых по любой строке, столбцу или диагонали одна и та же. Из 880 магических квадратов размером 4×4 выбран тот, у которого средние числа в последней строке изображают 1514 — год создания гравюры5.
Ученым воображение и интуиция настолько же важны, насколько они необходимы художникам и поэтам. Альберт Эйнштейн на вопрос: «как ему удалось открыть теорию относительности», отвечал: «Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени. По его мнению, он уже думал над этой проблемой в детстве. Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым. Естественно, я мог лучше проникать в проблему, чем ребенок с нормальными наклонностями»6.
Любое существенное научное открытие совершается, как правило, людьми неординарными, и сопровождается необычными событиями («сюрреалистическими чудесами»).
Приведем несколько примеров таких озарений:
С философом Рене Декартом случилось некое «мистическое» переживание, которое заключалось в аналогичном «откровении» подсознания, когда он в один миг узрел «порядок всех наук».
Английский писатель Роберт Льюис Стивенсон долгие годы вынашивал замысел истории, которая отразила бы его «сильное ощущение людской раздвоенности», и вдруг во сне увидел сюжет о докторе Джекиле и мистере Хайде.
В XIX в. немецкий химик Фридрих Кекуле, исследовавший молекулярную структуру бензола, увидел во сне змею с собственным хвостом во рту. Он истолковал сон в том смысле, что структура бензола должна представлять замкнутое углеродное кольцо7.
Открытие строения ядра атома американским физиком Марией Мейер стало результатом молниеносного интуитивного озарения (к которому ее подтолкнула реплика коллеги).
Немецкий математик XVIII столетия Карл Фридрих Гаусс описал переживание подсознательной упорядоченности идей. Ему надо было найти одну закономерность в теории чисел, и он обнаружил ее «не в результате упорных исследований, а благодаря, так сказать, милости Божьей: «Ответ пришел внезапно сам собой, как молниеносное озарение, и я не мог понять или найти связь между данными, известными мне раньше, с которыми я последний раз экспериментировал, и тем, что породило конечный успех»8. Французский ученый Анри Пуанкаре еще подробнее описал подобное явление. Однажды бессонной ночью он увидел, как в нем сталкиваются математические образы, идеи, представления. Наконец некоторые из них «подобно искусству соединились более устойчивым образом. Ощущение было такое, будто наблюдаешь непосредственно за работой подсознания, причем его деятельность постепенно начинает частично проявляться в сознании, не теряя собственной природы»9.
Эти примеры показывают важную роль иррационального, вдохновения в мире науки. Такие научные озарения являются не чем иным, как «объективным случаем» — поиском чудесного в повседневной жизни у сюрреалистов, и одной из ниточек, связывающих науку с сюрреализмом.
На протяжении всей истории человечества искусство представляло собой смену космогенных и хаосогенных (гармонических и дисгармонических) стилей. В науке, подобно искусству, наблюдается двойственное сосуществование активно взаимодействующих между собой фундаментальных научных дисциплин — физики и математики.
Символ змеи. Греческий манускрипт III в. до н.э.
С помощью математики можно сконструировать практически все, если существуют определенные правила конструирования, причем если выводы получены логично не возникает сомнения в их правильности10.
Математики склонны к моделированию, упорядочиванию той или иной системы, ставя правила и загоняя себя в четкие рамки. Их цель в плане объекта исследования не познание материального мира, а построение дедуктивных схем — аппаратов, имитирующих ощущения. Тем не менее, задавая все больше ограничений, математик открывает для себя все более обширные горизонты и четко осознает, что движется к чему-то бесконечному, к Абсолюту, который не постижим. Логика и разум становятся бессильны — совершенство невозможно вычислить и просчитать, его надо прочувствовать, эмоционально пережить. «Мне лично, — заявил Эйнштейн, — ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области. — Достоевский дает мне больше, чем любой другой научный мыслитель, больше, чем Гаусс»11!
Физика является более обширной и разнообразной наукой, нежели математика. Формулы и уравнения физики, полученные на ограниченной экспериментальной базе и с ограниченной точностью, очень часто оказываются справедливы далеко за пределами исходной базы и с точностью, на много порядков превышающей исходную точность. Более того, полученные уравнения иногда бывают справедливы для условий, резко отличающихся от тех, для которых они сформулированы; и из них удается извлечь то, что в них не закладывалось. Например: закон всемирного тяготения, установленный с 4% точностью и справедливой с точностью на пять порядков большей12.
Благодаря таинственности и неравнозначности физики можно ощутить связь не только частного, например науки и искусства, а всего бытия вообще — сверхреальности.
Ядерная физика лишила элементарные, первичные частицы материи их конкретности, что сделало материю таинственной. Это вызвало революционную перемену в представлении о реальности, ибо на почве реальности нашего «естественного» мира, управляемого законами классической физики, расцвела новая, абсолютно не похожая на старую иррациональная реальность.
Карл Густав Юнг и Вольфганг Паули исследовали взаимосвязь физики с психологией коллективного подсознательного. По их мнению, пространственно — временной континуум в физике и коллективное подсознательное можно рассматривать как внешний и внутренний аспекты одной и той же реальности, принимающей множество обликов13.
Работая над диссертацией, автор обнаружил пример взаимосвязи физики с психикой каждого человека:
Принципом единства и многообразия в физике является идея суперобъединения, идея объединения четырех основных сш природы, четырех фундаментальных взаимодействий — сильного (ядерного), слабого (отвечающего за радиоактивный распад), электромагнитного и гравитационного — в единую суперсилу14.
Карл Густав Юнг показал, что ядро психики (Самость) обычно выражает себя в виде четырехуровневой структуры. Число «четыре» связано с анимой, женским началом, поскольку ее развитие, как отметил Юнг, проходит через четыре стадии.
— Первую стадию символизирует образ Евы — чисто инстинктивные и биологические связи.
— Вторую стадию символизирует образ Едены из «Фауста». Она олицетворяет романтический и эстетический уровень, которому еще присущи черты сексуальности.
— Третья стадия представлена Девой Марией — образом, поднимающим любовь (эрос) до вершин духовной преданности.
— Четвертую стадию символизирует Сапиенция — высшая мудрость, превосходящая высшие святость и чистоту15.
Анимус — мужское начало, также проходит через четыре стадии развития. На первой он знаменует простую физическую силу. На следующей стадии он олицетворяет инициативу и способность планировать свои действия. На третьей стадии анимус представляет «слово», зачастую реализуясь в качестве профессора или религиозного деятеля. Наконец, в четвертой стадии, анимус становится воплощением смысла. На этом высшем уровне он опосредует, подобно аниме, религиозный опыт, через который жизнь приобретает новый смысл16.
Таким образом, рассмотрев одну из гипотез физики с теориями Карла Густава Юнга, молено увидеть связь науки, искусства и психологии.
Многие художники осознали связь между своим творчеством, с одной стороны, и физикой и психологией — с другой. К ним относится Василий Кандинский, который сказал: «По моему мнению, расщепление атома стало крахом всего мира. Внезапно рухнули крепчайшие стены. Все оказалось шатким, непрочным и аморфным. Я бы не удивился, если бы камень на моих глазах растаял в воздухе. Казалось, что наука уничтожена»17.
Исследователи в области микрофизики открыли, что свет можно описать с помощью двух логически противоположных, но взаимодополняемых понятий: волны и корпускулы. Можно сказать, что при одних экспериментальных условиях свет проявляет себя как состоящий из корпускул, а при других — состоящий из волн. В этой мистической неравнозначности кроется еще одна связь науки и сюрреализма — объединение двух противоположностей.
Физика не математика, а математика не физика, но они прекрасно сосуществуют вместе и взаимодополняют друг друга. Математика берет у физики ее гибкость и способность к взаимосвязи различных явлений, физика использует математическую логику и точность, и с помощью математики доказывает, что исходя из различных точек зрения можно прийти к одним и тем же выводам18.
Карл Густав Юнг считал, что у каждого понятия, имеющегося в нашем сознательном мышлении, есть свое ассоциативное соответствие в бессознательном. Ассоциация, соответствующая понятию, может быть более или менее яркой и может изменять «обычный» смысл понятия19.
Исходя из этого предположения и для того, чтобы рассмотреть роль воображения в науке, автор провел небольшой эксперимент на ассоциативное мышление с двумя физиками и двумя математиками (мужчиной и женщиной). Естественно, что для наиболее точных результатов такое количество экспериментируемых мало, но опрос проводился не с целью точности результатов, а с целью эксперимента как такового.
Эксперимент состоял из двух частей (см. Прил. II). В первой части было необходимо подсознательно связать определенный предмет или природное явление (например: часы или водопад) с математикой и физикой. Во второй части, наоборот, физическое и математическое понятие сопоставить с предметом или явлением из реальной жизни.
В результате этого небольшого эксперимента был сделан ряд интересных выводов:
— Как правило, у опрошенных ученых возникали поверхностные, тривиальные ассоциации. Например: фотоаппарат — оптика; очки — линза; циферблат от часов — окружность с сегментами.
— Для нескольких понятий ассоциации совпали, более того, с автором, составляющим тесты исходя из своих образов: пчелиные соты — матрица; лук (для стрельбы) — закон Гука; железно дорожные рельсы уходящие в горизонт — геометрия Лобачевского. Такое совпадение может служить одним из подтверждений гипотезы Юнга о взаимосвязи сознательного и бессознательного с окружающим миром.
— Интересно то, что всем отвечающим легче было связать то или иное научное понятие с предметом из реальной жизни, чем наоборот. Наряду с тривиальными ассоциативными образами (вектор — стрела) возникали очень красивые личные ассоциации: Е = тс² — богач; молекула — дитятко; диполь — инь — янь; предел — ловушка для тараканов; оператор V — направление самого крутого подъема.
Все это говорит о том, что люди науки мыслят творчески, используя в своей деятельности воображение, хотя, несколько отличающееся от художников и поэтов. Это можно объяснить тем, что ученые в гораздо большей степени полагаются на логику и здравый смысл, нежели творческие личности.
Сюрреалисты, всю свою творческую жизнь посвятили поискам «чудесного» в нашей объективной реальности. Многие из них даже и не подозревали что наука, это своеобразный «клондайк» чудесного. Тем не менее, на протяжении всего своего творчества, сюрреалисты интересовались различными науками и пытались использовать их в своем творчестве.
Уже в первом манифесте сюрреализма Андре Бретон попытался объединить устремления поэтов и ученых: «Если в глубинах нашего духа дремлют некие таинственные силы, способные либо увеличивать те силы, которые располагаются на поверхности сознания, либо победоносно с ними бороться, то это значит, что есть прямой смысл овладеть этими силами, овладеть, а затем, если потребуется, подчинить контролю нашего разума. Ведь и сами аналитики от этого только выигрывают. Однако следует заметить, что не существует ни одного средства, заранее предназначенного для решения подобной задачи, что до поры подобное предприятие в равной мере может быть как делом поэтов, так и делом ученых и что успех его не будет зависеть от тех более или менее прихотливых путей, по которым мы пойдем»20.
Луи Арагон размышлял об идентичных законах творчества и поэзии в современных науках: «Четыре века назад Жером Кардан21 открыл математикам путь, который поначалу должен был казаться самим воплощением ирреальности, — использование корней отрицательных чисел, которые мы в просторечии именуем воображаемыми и потому лишь, что как раз не можем их даже вообразить. Как математика считается царицей наук, так и поэзия, по масштабу своей гипотетической силы, управляет всеми остальными типами письма. Как мне кажется, в области поэзии — иначе говоря, самой теории созидания — именно той попытке освоения духа, которую газетчики назвали сюрреализмом, удалось ближе всего подойти к броску костей воображаемых чисел в математике»22.
В статье «Тень изобретателя» Луи Арагон писал: «Открытие — интеллектуальный удар грома, оно не соизмеримо ни с порождаемой им любовью, ни с ее разрушительной силой. Возникает чудесное, оно не прекращает существовать благодаря имагинативной длительности, в процессе которой кажется, что дух продуцирует из самого себя некий принцип, который не был в него вложен изначально»23.
Он пишет о том, что без вдохновения не может быть по настоящему существенного открытия: «Отрицая реальное, философское познание устанавливает прежде всего новое отношение внутри своего материала — это отношение ирреального: и тогда изобретение, например, сразу передвигается в область ирреального. Потом оно, в свою очередь, отрицает ирреальное и преодолевает обе эти идеи, воспользовавшись последним средством, благодаря которому они одновременно отрицаются и утверждаются, что примиряет и поддерживает их: это последнее средство — сюрреальное, которое представляет собой также одно из определений поэзии. Итак, изобретение — это установление сюрреального отношения между конкретными элементами, механизмом изобретения является вдохновение»24.
Марсель Дюшан, вдохновленный неевклидовой геометрией, в своей работе «Три образца художественной штопки» показывает три горизонтально вытянутые нити длиной по метру каждая, произвольно падающие с метровой высоты на плоскую поверхность и, «искривляясь, как им только заблагорассудится», дающие, по его словам, «новое значение единицы ДЛИНы25.
Ключевой фигурой, объединившей науку и искусство посредством сверхреального, стал Сальвадор Дали, который активно интересовался научными открытиями и использовал их в своем творчестве (Гл. 2, §2).
В мире науки много прекрасного, как и искусство, ее можно использовать в постижении законов нашего мироздания и постепенно узнавать о других — сверхреальных мирах. Но, к сожалению, наука постепенно утрачивает свою чудесность, она становится безэмоциональной и прагматичной. Возможно, если бы ученый, который изобрел водородную бомбу, мог прочувствовать последствия своего открытия на уровне живописца, то он не стал бы продолжать исследования. Именно благодаря циничности и бездушности в мире науки лидирующее положение занимают военные технологии.
Прекрасна созидающая — космическая наука, в ней скрыто много «чудесного».
Одним из ярких научных чудес является свет, порождающий пространство и время и являющийся причиной всех вещей.
В сочинении Теофила Пресвитера «Краткое изложение различных искусств», написанного в конце XIX — начале XX вв. один из мастеров рассуждая об изготовления красок, свидетельствует: «Я приблизился к престолу Святой мудрости... и узрел святилище, исполненное всеми видами различных красок, являющих как назначение, так и природу каждой краски. Я приблизился к сему невиданному и наполнил дополна кладовую сердца моего этими вещами, каковые изучал я тщательно одну за другой на опыте, испытывал все глазами и руками... я обильно трудился... чтобы научиться тому, как искусно применять краски, могущие украсить работу, чтобы не отражала она света дневного и лучей солнца. Посвятив все усилия этому делу, я пришел к пониманию природы стекла и вижу, что это действие может быть достигнуто употреблением стекла самого по себе или его смесей»26. Это есть не что иное, как прекрасный пример научного открытия, пережитого творчески, эмоционально!
Еще одним ярким представителем «чудесного» в науке является закон золотого сечения или божественной пропорции. Золотое сечение присутствует в архитектуре Парфенона, в фуге ре «минор» Баха, в расположении семян сосновой шишки т.д.
Розетка подсолнечника имеет два противоположно закрученных семейства спиралей. Число левых и правых спиралей равно двум соседним числам Фибоначчи, например 89 и 144, а их отношение с точностью до 0,00001 равно коэффициенту золотого сечения.
Сальвадор Дали «Гвадалупская Богоматерь», 1959 (Фрагмент)
Сальвадор Дали считал картину Яна Вермера «Кружевница» исполненной неистовой эстетической силы. Он долго искал объединение волшебной силы, пока не обнаружил в основе ее композиции фрактальную розетку подсолнуха с центром в иголке вышивальщицы27.
В пропорциях человека главная точка золотого сечения находится на точке рождения новой жизни — пупке. Шаманы древней Мексики видели людей как нити света. Ими человек связан со всем остальным, но не через руки, а через пучок длинных волокон, идущих из пупка. Эти волокна соединяют человека со всем окружающим, сохраняют его равновесие, придают ему устойчивость28.
Коэффициент устойчивости Земли равен 0,637, что весьма близко к «золотому сечению» — 0,628. В нашей галактике именно на Земле возникли те самые благоприятные сочетания условий (в золотой пропорции), приведшие к расцвету на ней своеобразных форм жизни, к появлению мыслящего человека.
Получается, что Солнце является фактическим и формальным центром, а Земля — «золотым» и осмысленным29.
Я. Вермер. Кружевница. 1665—1670 гг. (слева). Компьютерная графика московского математика Д. Вейзе (справа).
Закон золотого сечения присутствует на всех уровнях поэтической формы. Например: структура стихотворения Пушкина «Из Пиндемонти» построена на числах Фибоначчи 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21, отчего закон золотого сечения выполнен в нем с предельной точностью.
Оказалось, что после изучения 792 стихотворений Пушкина, в каждом втором стихотворении присутствует золотое сечение. А ведь поэт писал стихи одномоментно, едва успевая выплеснуть их на бумагу. Это свидетельствует о равновесии гармонических и дисгармонических начал в поэзии Пушкина30.
Разумеется, люди искусства заранее не просчитывают свои произведения, гармония существует на бессознательном уровне, на уровне сверхсознания илисверхреальности.
Золотое сечение представляет собой не целое, а вещественное число φ=(sqrt(5)—1)/2. Это говорит о том, что в нашей жизни совершенство непостижимо — оно бесконечно. Мы можем лишь стремиться к нему, приближаться с некоторой точностью, не более того.
И, наконец, главное и до сих пор непостижимое чудо нашего бытия — Вселенная. Ниоткуда не выводимая в своем возникновении, в многообразии развернувшихся в ней качеств и законов и в богатстве их, еще сокрытом от нас, а также в своем ежеминутном беспричинном продолжающемся существовании, Вселенная представляет собой главную загадку нашего существования31.
С точки зрения традиционной науки, Вселенная есть замкнутая, самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, в которой все происходящие процессы имеют полностью алгоритмический характер, идут «сами по себе», без всякого внешнего вмешательства и могут быть описаны динамическими и статистическими законами. Другими словами Вселенная — это мир, детерминированный динамическими и статистическими законами, и только ими, принципиально лишенный чего бы то ни было внешнего по отношению к нему; это мир, частицей которого являемся и мы сами; мир в принципе познаваемый нами32.
Наша Вселенная существует в постоянном взаимодействии хаоса и космоса (упорядоченности). Причем хаос, с одной стороны, проявляет себя как нечто беспорядочное и хаотичное, а с другой, как стабильность и упорядоченность, смотря в каких масштабах его рассматривать.
Наука синергетика рассматривает спонтанность и принципиальную непредсказуемость процессов самоорганизации. Из хаоса рождаются упорядоченные системы, они постоянно флуктурируют, пульсируют, и в некоторый критический момент времени — в так называемой точке бифуркации или точке ветвления — комбинация флуктуаций может оказаться настолько сильной, что хаотическое состояние перейдет в организованное. В точке бифуркации принципиально невозможно предсказать, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие системы33.
Точка бифуркации в науке, есть ни что иное, как точка описываемая Андре Бретоном во втором манифесте сюрреализма: «...существует некая точка духа, в которой жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, передаваемое и непередаваемое, высокое и низкое уже не воспринимаются как противоречия. И напрасно было бы искать для сюрреалистической деятельности иной побудительный мотив, помимо надежды определить наконец такую точку».
Многие ученые пытались и пытаются до сих пор отыскать причину происхождения Вселенной. Некоторые связывают ее появление с так называемой «темной материей», невидимыми массами, заполняющими все пространство космоса. Современные исследования подтверждают, что такая бестелесная «темная материя» существует и составляет большую часть Вселенной, одни считают, что на долю «темной материи» приходится 90%, а другие, что 95 или даже 99% всей массы космоса34.
Российский ученый Андрей Линде, многократно проверив свои идеи математическими расчетами, свою гипотезу о происхождении Вселенной тоже связал с «темной материей». В его предположениях она играет ведущую роль: весь космос возник из «ничто». Наполняющая вакуум энергия при содрогании, встряске, по его мнению, вызвала тот Большой взрыв, от которого пошел мир галактик, звезд и газовых облаков, словом, вся наша Вселенная. Затраты энергии на такую «встряску», судя по расчетам, были не столь уж грандиозны.
Поэтому можно полагать, что этот взрыв не единственный. Вселенных «бесконечно много» — считает ученый35.
Гипотеза Линде перекликается с открытием австралийских ученых. Они считают, что рядом с нашим трехмерным миром и временем существует параллельный мир и у него измерений куда больше — от десяти до двадцати восьми. Изучив в глубинах Космоса с помощью самого мощного в мире гавайского телескопа старейшие квазары, ученые установили, что в первые мгновения существования нашей Вселенной скорость света была иной, чем сейчас, и пришли к заключению, что законы физики меняются со временем.
Американские астрофизики считают, что наша Вселенная за пятнадцать миллиардов лет своего существования прошла в своем развитии четыре фазы (идея суперобъединения в физике, четырехуровневое ядро психики), которые вели, в свою очередь, к появлению новых атомарных молекулярных структур. Теория утверждает, что нас ожидает пятая фаза — когда вся находящаяся во Вселенной материя, все силы возвратятся в изначальное состояние — в единую точку (точка бифуркации и точка сюрреалистов), где, наконец, соединятся все миры, все измерения и время36.
Самой радикальной и безумной гипотезой в науке, переворачивающей все представления о Вселенной, считается открытие ученого Хью Эверетта.
В классической механике считается, что события протекают независимо от наблюдателя. Создатель теории относительности Эйнштейн внес поправку на скорость наблюдателя. Эверетт пошел дальше и, используя хитрые математические исчисления, доказал, что наблюдение за любым объектом является взаимодействием, которое меняет состояние и объекта, и наблюдателя. То есть все связано со всем, хотя связи могут быть разными.
В квантовой механике Эверетта меняется состояние каждого члена пары — и объекта, и наблюдателя. Изменение состояния зависит не только от информации, но и от самого наблюдателя. Одна из основных ее аксиом — понятие ветвления, или расщепления, что происходит при взаимодействии наблюдателя и объекта. При каждом измерении Вселенная разветвляется на ряд параллельных Вселенных. На этих развилках возникают новые двойники, новые Вселенные. Мир, по существу, — это каскад причинно-следственных цепочек, образующих множество эвереттовских Вселенных.
Ошеломляющим следствием из теории Эверетта является то, что вероятностью обладает не только будущее, но и прошлое! Для этого надо ввести понятие «психологическое время» для каждого наблюдателя. Не исключено, что теория Эверетта сможет объяснить некоторые болезни как, например, синдром Вернера, когда человек катастрофически быстро стареет из-за редкого генетического сбоя. Многие ученые анализировали эту теорию, но до сих пор найти ошибку никому так и не удалось37.
Все вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что Вселенная (Вселенные) и сверхреальность, воспетая сюрреалистами и автором, в сущности, одно и тоже, что является весомой точкой преткновения науки и искусства. Ученые, художники, философы, поэты пытаются разгадать одну и ту же загадку — что есть божественная сверхреальность, но используют для этого разные методы исследования. Ученые — формулы, теоремы, и разум; творцы прекрасного — кисти, краски, перо и душу.
Мир материальной действительности вторичен, он лишь отголосок другого мира, существующего независимо от нас. Каждому материальному объекту в мире сверхреального соответствует его истинный образ. Поэтому многие произведения сюрреалистов не просто бессмысленное нагромождение различных, не связанных между собой объектов, а некая интуитивно — чувственная связь с другими, пока неведомыми нам мирами.
Возможно, если бы человечество всерьез задумалось о существовании сверхреальностей, это помогло бы нам выйти на принципиально новый уровень — объединив науку, религию и искусство. Восстановить утраченное триединство, но уже используя новые знания и научные открытия.
Прекрасным примером такого объединения и бесспорным проявлением «чудесного» в нашей жизни можно считать открытие, сделанное математиком и программистом Элиягу Рипсом38.
Пытаясь расшифровать универсальный библейский код, Элиягу Рипс разработал компьютерную программу автоматического расчета всех возможных интервалов между буквами, с последующим анализом каждого варианта. Оказалось, что таким образом — через определенные интервалы букв на иврите — в тексте Торы закодированы самые различные сообщения и пророчества.
После введения ключевого слова компьютер формирует соответствующую только ему матрицу результатов. Например, на ключевое слово «Ицхак Рабин» программа выдала сообщение: «Ицхак Рабин — убийца убьет — Амир». Это предупреждение было своевременно доведено до сведения премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, но он проигнорировал его. Однако древнее пророчество исполнилось буквально по тексту библейского кода.
Вот примеры некоторых сообщений:
— «Гитлер — злодей — нацист и враг — бойня»
— «Шекспир — поставлено на сцене — Макбет — Гамлет»
— «Эйнштейн — наука — он перевернул нынешнюю реальность — новое глубокое понимание — они напророчили мудреца»
— «Коммунизм — падение — русский — в Китае следующий»
— «Динозавр — дракон — астероид — поразит Раава»
— «Шумейкер — Леви — рухнет на Юпитер — 8 ава (16 июля 1994 года)»
В двух последних сообщениях говорится о космических катастрофах: падением на Землю астероида и последующего вымирания на ней крупных рептилий (Раава) и падением на Юпитер в 1994 году кометы Шумейкера — Леви, открытой только в 1993 году двумя учеными, имена которых указаны в предсказании. Последнее сообщение было получено автором книги за два месяца до столкновения кометы с Юпитером.
Элиягу обнаружил в библейском коде три даты возможного атомного холокоста Израиля: 1995/1996, 2000 или 2006 год. Из приведенных сообщений следует, что его можно было ожидать в 1995/1996 годах в результате применения ливийской артиллерией ядерных зарядов. Эти сообщения были своевременно доведены до сведения правительства Израиля, и можно не сомневаться, что на этот раз были приняты все возможные в такой ситуации меры.
На вопрос о возможном конце света библейский код предсказывает опасное столкновение Земли с кометой в 2006 году — «год, предсказанный миру», а также в 2010 и 2012 годах. Последняя опасность особенно серьезна, так как дополнительно сообщается: «Земля уничтожена». Однако при этом предусматривается возможность спасения: в 2012 году комета «смята будет, отброшена прочь, Я разорву ее на части».
Комета Шумейкера — Леви, поразившая Юпитер, самую крупную планету Солнечной системы перед самым падением на поверхность планеты в 1994 году также была расчленена неизвестной силой на два десятка крупных частей, которые падали на поверхность Юпитера в течение недели и оставили на ней видимые шрамы. Возможно, это некое предупреждение человечеству кем — то свыше, неким сверхразумом.
Сам создатель библейского кода считает, что код был создан сразу, вместе с текстом Библии, и что этот код принадлежит Высшему Разуму. По словам Элиягу Рипса, много раз работая над кодом за компьютером, он чувствовал непосредственную связь с иным Разумом, который, возможно, и сейчас контролирует созданный им код.
Работая над кодом, он пришел к убеждению, что отдельные сообщения могут быть соединены в сплошной текст, образующий другое, скрытое измерение Библии. Не исключается также возможность дальнейшего проникновения внутрь раскодированного текста с последующим раскрытием новых, более сокровенных и важных сообщений и пророчеств. Можно при этом предположить, что уровень и скорость познания людьми библейского кода также определены заранее и запрограммированы применительно к каждому временному этапу развития человечества.
Многочисленные авторитетные эксперты, математики и физики, изучавшие код, пришли к убеждению, что любые коллективы программистов, любые современные суперкомпьютеры не в состоянии создать библейский код в том виде, в котором он был создан три тысячи лет назад.
В одном из сообщений библейского кода сказано: «Атомный холокост — в конце дней — код спасет»39. Это можно объяснить тем, что сам факт предупреждения о грозящих опасностях вразумит людей, заставит их задуматься. Вполне возможно, что в 2012 году человечество подойдет к той точке бифуркации, после которой наступит либо хаос и уничтожение человечества, либо гармония и новый виток развития. Все будет зависеть от нас самих и от нашего выбора.
Далее автор сделает субъективное отступление, объясняющее причину написания им данного труда, и еще одну взаимосвязь науки и сюрреализма.
Поступив на специальность «Динамика и прочность машин» механико-технологического факультета и получив диплом по специальности «Инженер-исследователь», я подготовил почву для создания собственного сюрреалистического метода, именуемого: «Метод Эволюционированного Сюрреализма», основанного на взаимосвязи всех сфер человеческого бытия посредством «сверхреального».
Приведу несколько примеров «сюрреалистических чудес», связанных непосредственно со мной и моими картинами.
На графической работе «Трансцендентно — верифицируемые расслоения в преддверии повсеместного эволюционированного сюрреализма» я за несколько месяцев предвидел свой переход в аспирантуру на кафедру «Социальной философии» с кафедры «Динамика и Безопасность Технических Систем».
Переход из сферы точных наук в гуманитарную сферу показан на моей работе неким метафизическим человеком, прорывающимся из одного мира в другой. Нога, скованная цепью, символизирует то, что знания, которые я приобрел в процессе своего обучения, будут использованы непосредственно в моем творчестве.
Артiк. «Трансцендентно — верифицируемые расслоения в преддверии повсеместного эволюционированного Сюрреализма». (Картон, карандаш)
Следует заметить, что я не придумываю названия для моих картин специально, они приходят в процессе работы. Название озаряет меня мгновенно и полностью, и я знаю, что оно олицетворяет мое полотно. Интересно то, что название может придти ко мне еще до работы, когда я только частично ее представляю, а может придти уже после ее окончания.
Данная работа не исключение. Термин «трансцендентный» означает нечто, находящееся за границами сознания и познания, тогда как верифицируемость означает, что познание вообще не может выйти за рамки чувственного опыта. Таким образом, в самом названии заложено противоречие, диалектическое взаимодействие сознательного и чувственного, бессознательного.
Приведу еще один пример сюрреалистического «чудесного», связанного с картиной «Циклометрономическая рефлексия ↔ Бутербродная иллюзия».
Однажды, находясь в институте, я решил зайти в библиотеку, взять философский словарик и посмотреть некоторые философские термины, используемые в названиях моих работ.
Aptik. «Циклометрономическая рефлексия ↔ Бутербродная иллюзия». (Холст, масло)
Я попробовал страктовать словосочетание «циклометрономическая» и стал искать что-нибудь, связанное со словом метрономическая, потому что решил, что начало этого словосочетания есть цикличность, нечто, повторяющееся во времени.
Ничего не найдя, я интуитивно открыл книгу на букве «Ц», и мне сразу бросился в глаза термин «ЦИ». Я стал читать его определение и с необычной воодушевленностью понимать, что он полностью трактует мое полотно.
«ЦИ» — понятие китайской натурфилософии. Его первоначальное значение — «воздух», «пар», «дыхание» (что уже близко к моей картине (см. иллюстрацию)). Это первоматерия, основная материя природы, «жизненная сила».
Согласно древнейшим натурфилософским представлениям, мир образуется из «ЦИ» — первоматерии, легкая и чистая часть которой поднимается и создает небо (верхняя часть моей картины), а тяжелая и мутная часть опускается и создает землю (зеркально отображенная нижняя часть).
Кроме того существует также пять «ЦИ» или пять первоэлементов — «стихий» природы: вода (верхние белые облака на моей картине), огонь (подкова), дерево (метафизический деревянный человечек сидящий на магните), металл (магнит), земля (пасмурные облака).
Я творю и воспринимаю сюрреалистические работы исходя из своего внутреннего мира, другой человек увидит в них нечто свое. В этом и заключена главная прелесть сюрреалистического творчества.
Истинный художник — сюрреалист не только живописец, это прежде всего мыслитель, умеющий улавливать в повседневности недоступные другим людям вещи и явления.
Закончить второй параграф хотелось бы цитатой Альберта Эйнштейна: «Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества»40.
Примечания
1. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. — М.: Худож. лит., 1985. — С. 468
2. Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. — 2-е. изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — С. 6.
3. Там же. — С. 306
4. Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. — 2-е. изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — С. 306.
5. Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. — 2-е. изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — С. 307.
6. Дмитриева Н.А. Vincent Ван Гог; человек и художник. — М.: Изд-во «Наука». — 1980. — С. 382.
7. Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко. — М.: Серебряные нити, 1997. — С. 33—34.
8. Там же. — С. 310.
9. Там же. — С. 310.
10. Губин В.Б. О связи стилей математического и физического мышления с природой задач математики и физики // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — С. 148.
11. Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. — 2-е. изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — С. 59.
12. Сошинский С.А. «Чудо в системе миросоздания» — В.Ф. № 9, 2001. — С. 84.
13. Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко. — М.: Серебряные нити, 1997. — С. 258.
14. Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. — 2-е. изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — С. 41.
15. Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко. — М.: Серебряные нити, 1997. — С. 182.
16. Там же. — С. 191.
17. Там же. — С. 259.
18. Фейнман Р. «Характер физических законов»: М., 1968 г. — С. 93.
19. Юнг Карл Густав, фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко. — М.: Серебряные нити, 1997. — С. 39.
20. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы — М.: Прогресс, 1986. — С. 44.
21. Жером Кардан (1501—1576), астролог, алхимик, каббалист и мистик.
22. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с французского и комментарии С. Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 106.
23. Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Москва: ГИТИС, 1994. — С. 86.
24. Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Москва: ГИТИС, 1994. — С. 88.
25. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с французского и комментарии С. Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. — С. 147.
26. Белый А.А. «Ценностная компонента науки и становление оптики (от Августина до Леонардо Да Винчи)» — В.Ф. № 10, 2001. — С. 120.
27. Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. — 2-е. изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — С. 71.
28. Кастанеда К. Учения дона Хуана: Сочинения. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 195.
29. Кочемасов Г. Земля — как центр золотой... // Наука и Религия. — 2000. — № 1. — С. 39.
30. Кочемасов Г. Земля — как центр золотой... // Наука и Религия. — 2000. — С. 388.
31. Сошинский С.А. «Чудо в системе миросоздания» — В.Ф. № 9, 2001. — С. 87.
32. Кулаков Ю.И. «Синтез науки и религии» — В.Ф. № 2, 1999. — С. 143.
33. Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. — 2-е. изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — С. 10.
34. Николаев Г. Наша Вселенная не одинока // Наука и Жизнь. — 2000. — № 4. — С. 112.
35. Там же. — С. 113.
36. Рядом с нашим трехмерным миром и временем существует параллельный мир // Наука и Религия. — 2001. — № 11. — С. 6.
37. http://main.izvestia.ru/science/article27934
38. Чепуров В. Будущее сквозь призму библейских пророчеств // Наука и Религия. — 2000. — № 2. — С. 7.
39. Чепуров В. Будущее сквозь призму библейских пророчеств // Наука и Религия. — 2000. — № 2. — С. 11.
40. Волошинов А.В. Математика и искусство: Книга для тех, кто не только любит математику и искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки. — 2-е. изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — С. 16.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.