ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / А.А. Смолин. «Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального»

Daliмания

Из букв имени Сальвадора Дали, Андре Бретон составил анаграмму «Avida dollars» (жаждущий долларов), что позабавило самого Дали и явилось словосочетанием как нельзя лучше характеризующим один из аспектов его творческой деятельности.

С тех самых пор, когда художник осознал, что заработать приличный капитал ему удастся, лишь став популярным, он, не без помощи Галы, начал свое превращение из Дали-живописца, в Дали-шоумена. Одним из методов такого превращения стало самовозвеличевание и обожествление.

Живописец стал называть себя «Божественный Дали»: «Я убежден, что все великие люди прошлого, все те, чьи души образуют обволакивающую нас мистическую ноосферу — питательную почву духовности, — объединили свои усилия в то мгновение, когда я явился в мир, мгновение, когда гений человека бросил смерти свой самый дерзкий вызов»1.

Художник понимал, что ему необходимы меценаты, которых следует искать среди людей состоятельных, следовательно, ему необходимо было попасть в «высший свет». Посещая званые обеды и ужины, Дали сделал для себя два открытия:

I — аристократия понимает его лучше, нежели художники и интеллектуалы.

II — Дали открывает карьеристов, которые плетут интриги и сеют сплетни.

Он решает использовать обе группы: аристократов для финансовой поддержки, карьеристов для популярности посредством шокирующих высказываний и клеветы.

Испытывая глубокий финансовый кризис, чета Дали стремилась не поддаться денежной лихорадке, и с этой целью Гала обратилась к принцу Фосиньи-Люсенжу с предложением о группе «Зодиак»: «Она сказала: «Мы ведем очень тяжкую жизнь, но я не хочу, чтобы Дали поддался торгашескому духу коммерции, Вы не могли бы найти двенадцать человек, каждый из которых станет обеспечивать нам средства к существованию в течение одного месяца в году?»2.

Данная затея осуществилась, но она не могла решить дальнейших проблем, поэтому Дали и Гала стали искать другие способы заработка и нашли их в Америке. Именно благодаря стране грез и родился Дали-шоумен, жаждущий долларов.

К тому времени художник уже излечился от своей чрезмерной скромности и закомплексованности и набросился на американцев со всем своим испанским темпераментом и шокирующими выходками.

Америка произвела на метра сюрреализма не очень благоприятное впечатление: «Ее плоды лишены аромата, ее женщины не ведают стыда, а мужчины лишены чести!»3 — писал Дали в своем романе «Скрытые лица».

Тем не менее в этой стране было много миллионеров, которые нашли искусство Сальвадора Дали доступным и интересным, что позволило ему за восемь лет пребывания в этой стране сколотить огромное состояние и стать олицетворением сюрреализма в Америке.

Второе посещение Дали Америки ознаменовало собой повсеместное сюрреалистическое безумие и настоящую Daliманию. Журнал «Тайм» писал о Сальвадоре Дали: «Сюрреализм никогда не привлек бы того внимания, которое существует к нему сегодня в США, не будь этого красивого 32-летнего каталонца с мягким голосом и подстриженными усами киноактера — Сальвадора Дали»4. Сам художник вспоминал: «В одном мгновение я стал знаменит. Меня останавливали на улице и просили дать автограф. Хлынул поток писем из самых отдаленных уголков Америки: ко мне обращались с самыми экстравагантными предложениями»5.

О Дали начали писать в средствах массовой информации, причем статьи были как положительного, так и отрицательного характера.

Журнал «Арт дайджест» писал: «Дали — это бомба в искусстве. Этого художника не в состоянии игнорировать раздраженная (именно так!) и страусиная политика тех, кто интенсивно ненавидит его искусство... Этот парень делает настоящую работу, и как раз потому он и задевает людей»6.

Английский критик Джордж Оруэлл считал что Дали «столь же антиобщественен, как вошь. Ясно, что такие люди нежелательны, а с обществом, в котором они могут процветать, что-то не в порядке»7.

В СССР художника считали антисоветчиком. Большая Советская энциклопедия писала о нем: «После второй мировой войны, когда буржуазное реакционное формалистическое «искусство» открыто стало на службу американскому империализму, появились отвратительные, патологические «картины» сюрреалиста Сальвадора Дали, прославляющие атомную бомбу и не имеющие ничего общего с художественным творчеством»8.

В интервью Дали попытался опровергнуть эти обвинения: «Я никогда не был антисоветчиком, хотя бы уже потому, что моя жена была русской. Из меня в течение многих лет западные журналисты пытались сделать врага вашей страны, но я неизменно давал им отпор, даже хотел судиться... Я всю жизнь воспринимал вашу страну как прекрасную и романтическую и всегда мечтал о поездке к вам...»9.

В Америке Дали стал интересоваться знаменитостями. Он с интересом отнесся к рок-звездам, сделав электронную голограмму мозга Элиса Купера, а Джон Леннон заказал ему подарок на день рождения Ринго Старра.

В 50-х годах художник стал своего рода гуру для молодых парижских интеллектуалов, предприимчивой молодежи и различных хиппи. «Эта ребятня боготворит меня. ...Они знают, что я более или менее ответствен за многие их преувеличения и пароксизмы»10, — однажды сказал Дали.

Последствия жадности четы Дали и всеобщей Daliмании оказались весьма впечатляющими.

Гала и Дали подписывали множество контрактов и ровным счетом ничего не делали. Однажды, они подписали контракт на разработку гадальных карт, который несколько раз перепродавался из рук в руки, в результате чего на них был подан судебный иск. Чтобы не усугублять дело, Дали отдал заказчику 17500 чистых листов со своей подписью. Из — за этих листов, которые Сальвадор Дали подписывал в счет будущих репродукций, и которых оказалось более тридцати семи с половиной тысяч, разразился международный скандал.

Интересный факт приводится в статье Яна Свечиньского «Подделки». В ней испанский художник Мануэль Пухоль Баладас признался, что с 1979 по 1981 выполнил четыреста поддельных акварелей, рисунков и литографий, а также триста полотен маслом. Причиной этих подделок, замечательных по мнению самого Дали, было усиление болезни Паркенсона которая мучила художника. Гала часть подделок продала, а остальные сохранила на будущее, в ожидании смерти великого творца11.

Такими проявлениями неуемной жадности, а также своим фиглярством, Сальвадор Дали снискал дурную славу у художественной интеллигенции и частично испортил репутацию серьезного живописца.

Примечания

1. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 20

2. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 227

3. Там же. — С. 376

4. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 298

5. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали рассказанная им самим. / Пер. с фр. Юнко А. — Кишинев: Литературный фонд «Axul Z», 1993. — С. 218

6. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 334

7. Там же. — С. 380

8. Сальвадор Дали «Триумфальные скандалы». — М.: Журнал «БЕРЕГИНЕ», 1993. — С. 4

9. Сальвадор Дали «Триумфальные скандалы». — М.: Журнал «БЕРЕГИНЕ», 1993. — С. 6

10. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 471

11. Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. — М.: Республика, 1992. — С. 198

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru