Dali разносторонний
Помимо живописи Сальвадор Дали осуществил множество разнообразных проектов, которые можно условно разделить на серьезные эксперименты в области искусства и на рекламную деятельность, легкое средство потуже набить свой кошелек.
Будучи в Америке и желая заработать, художник не гнушался разработкой рекламы для различных кремов, чулочных изделий, галстуков, парфюмерии и т.д. Причем, по словам самого Дали, в этих проектах он мало заботился о прекрасном вкусе. В основном это были четко узнаваемые далианские символы: мягкие часы, чернильницы, размякшие тела.
Помимо рекламных услуг живописец иллюстрировал книги. На счету Дали иллюстрации к таким книгам как: «Алиса в стране чудес», «Песни Мальдорора», «1000 и 1 ночь», «Божественная комедия» и т.д.
Занимаясь производством так называемого ширпотреба, Сальвадор Дали не забывал и о серьезных творческих проектах.
Со своим другом, режиссером Луисом Бунюэлем художник снял художественный фильм «Андалузский пес» и помог со съемками «Золотого века», который стал причиной раздора Дали с Бунюэлем. О фильме «Андалузский пес» Сальвадор Дали сказал: «Говоря исторически, фильм представляет собой неистовое выступление против того, что в те дни называлось «авангардом», который был нацелен исключительно на артистическую восприимчивость и разум аудитории... Его цель состоит в том, чтобы провоцировать у зрителя инстинктивные реакции отвращения и влечения. Ничто в этой картине не символизирует ничего»1.
Во время своего пребывания в Америке Дали работал с Альфредом Хичкоком, создав сюрреалистическое сновидение в картине «Завороженный». К числу нереализованных проектов художника относится работа с Уолтом Диснеем над проектом «Дестино» и то, что Дали не удалось экранизировать написанный им сценарий фильма «Бабауо». В качестве предисловия к сценарию автор выразил свои взгляды на кинематограф: «В противоположность ходовому мнению, кинематограф бесконечно беднее в выражении реального хода мысли, чем писание, живопись, скульптура и архитектура...»2.
Иллюстрация для книги «Божественная комедия»
Помимо кинематографа Сальвадор Дали работал над костюмами и декорациями к различным балетным постановкам, таким как «Вакханалии», «Лабиринт» и т.д.
Эскиз декорации для балета «Лабиринт», 1941
Еще одним немаловажным аспектом творчества художника стала литература. В своей творческой деятельности Дали писал стихи, различные произведения, статьи для сюрреалистических журналов и несколько автобиографий.
Разносторонность Сальвадора Дали — это не просто обширная творческая деятельность, а сама личность художника, которую неплохо охарактеризовал один из его меценатов Эдвард Джеймс: «...существуют два Дали: тот, который действует в мире своей пылкой, добродушно-приветливой и всепоглощающей паранойи, где он проводит больше половины жизни, — и другой, трезвый и практичный бизнесмен Дали, которого жена Гала сперва создала, а теперь держит выученным, тренированным и заключенным в раковину непробиваемого тщеславия, — и этот последний являет собой того Дали, который не поколеблется извлечь для себя максимум выгоды любыми средствами... в том числе и за счет друзей»3.
Тщеславный Дали постоянно работал над своим имиджем, серьезный удар по которому нанесла его сестра, опубликовав свой дневник. На его страницах гений эпатажа предстает перед нами общительным юношей, играющим в футбол и устраивающим пикники с семьей на берегу моря.
Узнав об этом Дали был разъярен. Меценат Рейнолдс Моурс вспоминает: «Мы приехали в Нью-Йорк и увидели страшно расстроенного Дали, который сказал: "Сестра разрушила мой имидж, над которым я работал все эти годы с целью доказать, какой же я страшный монстр. А она теперь развалила мою легенду, доказывая, что я не более чем миленький маленький мальчик"»4.
Дуализм Сальвадора Дали проявился и в его отношении к живописи. Восхищаясь мастерами эпохи Возрождения в своем «Антихудожественном манифесте», Дали воспевал век машин и механизмов.
На лекции в одном из клубов Барселоны в 1930 году художник воспел все сюрреалистические принципы и закончил ее так: «Слушай же, молодежь Каталонии! Я пришел объявить тебе, что старый порядок рушится, сокрушая мораль. И всякому, кто еще цепляется за невысокие, донельзя замусоленные идеалы, я плюну в лицо, плюну от всей души. Пусть утрется»5.
Неизвестно, плюнул ли от всей души гений сюрреализма в свое отражение, хотя ему просто необходимо было это сделать, так как его дальнейшее творчество основывалось на идеалах прошлого.
Все вышесказанное прекрасно олицетворяет Сальвадора Дали, как истинно сюрреалистическую личность, вследствие того, что творчество и жизнедеятельность такой личности заключается в разносторонности и стремлении к противоположному.
Примечания
1. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 154
2. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. — М.: Райт, 1995. — С. 87
3. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 362
4. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 436
5. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 70 Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 240
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.