Dali и гениальность
«Ну не гений ли я? Определенно»1 — сказал Сальвадор Дали о себе и стал первым, и возможно единственным в своем роде человеком, который сам себе присвоил этот титул, не смотря на то, что это всегда считалось прерогативой общества.
Любой человек может сказать о себе, а в последствии рьяно убеждать окружающих в том, что он гений, особенно если он к тому же психологически нездоров. В этом случае Сальвадор Дали отличается тем, что считая себя гением, он таковым и являлся. Об этом свидетельствует его творчество, мировая известность и то наследие, которое он оставил обществу.
Гениальной личностью художник запланировал стать еще с шестнадцатилетнего возраста: «Я буду гением, и мир будет преклоняться предо мной. Может статься, я буду не понят и презираем, но я стану гением, великим гением, я уверен в этом»2.
Сальвадор Дали видел свой гений не только в живописи: «Что следует по-настоящему брать в расчет, так это почти империалистическую структуру моего гения. Живопись представляет собой только бесконечно малую часть этого гения. Как вы знаете, я выражаю себя через посредство драгоценных украшений, цветочных клумб, эротизма, мистики... Живопись — только одно из средств выражения моего тотального гения, который существует, когда я пишу тексты, когда я живу или когда тем или иным способом манифестирую свое волшебство... Картина — просто незначительная и мелкая штука в сравнении с тем подлинным волшебством, которое я излучаю»3.
Гениальность Дали подтверждает и тот факт, что он стремился к индивидуальности и совершенству не позволяя никому навязывать свои мнения. Художник писал Луису Бунюэлю: «Мой индивидуализм настолько укрепился, что для меня теперь невозможна работа в сотрудничестве с кем-либо. Гала — единственный человек, к мнению которой я прислушиваюсь, поскольку у нее неоспоримый дар медиума — способность параноидального толкования случайных событий для определения линии моей судьбы»4.
Стремление к совершенству выражалось у Дали в трудолюбии и постоянном самосовершенствовании. В «Дневнике одного гения» он писал: «Если вы отказываетесь изучать анатомию, искусство рисунка и перспективы, математические законы эстетики и колористику, то позвольте вам заметить, что это скорее признак лени, чем гениальности»5.
«Лебеди отраженные в слонах», фрагмент; 1937
Психиатр Жак Лакан контактирующий с сюрреалистами и исследующий творчество Сальвадора Дали пришел к выводу, что паранойя является «важной ценностью для творческого воображения в психозах и связана с взаимозависимостью между психозом и гениальностью»6.
Сальвадор Дали своим параноидально — критическим методом, как нельзя лучше доказывает обоснованность этого вывода. По его словам «Гений — это умение увидеть в одном предмете другой»7, а это невозможно сделать в здравом рассудке, используя чистую безэмоциональную логику.
Примечания
1. Дали С. Новый взгляд (серия «Афоризмы гения»). СПб.: «Издательский дом "Нева"»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. — С. 79
2. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 70
3. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 467
4. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 379
5. Дали С. Дневник одного гения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 142
6. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 246
7. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 77
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.