Dali и сильные мира сего
Сальвадор Дали всегда был неравнодушен к личностям, оставившим значительный след в мировой истории. Это был не просто праздный интерес, а взгляд на ту или иную личность через призму своего параноидально — критического метода.
В пятилетнем возрасте Дали мечтал стать Наполеоном Бонапартом: «Изображение Наполеона завораживало, поглощало все мое внимание. С годами его поза, в которой угадывалась гордость олимпийца, белый пояс на плоском животе, нездоровая розоватость щек, глубокий черный цвет призрачного силуэта его треуголки, — все больше начинали соответствовать тому идеалу, который я избрал для себя: король»1.
Весьма шокирующе и неоднозначно художник воспринимал Адольфа Гитлера: «Один вид его пухлой спины, особенно когда он являлся туго перепоясанный, с кожаной портупеей, рождал во мне дрожь наслаждения, даже рот наполнился слюной... Мне часто снился Гитлер, словно женщина; меня влекло его тело, представляющееся белоснежным»2.
Художник считал Гитлера великим мазохистом, который был обречен, развязать мировую войну только ради желания ее проиграть и быть погребенным под развалинами империи.
Сам Гитлер относился к сюрреалистам далеко не в радужном свете: «Если они пишут картины в этой манере, потому что вещи видятся им действительно такими, то с этими несчастными людьми нужно иметь дело в том департаменте министерства внутренних дел, который ведает стерилизацией душевнобольных, дабы воспрепятствовать им в передаче следующему поколению их дурной наследственности. Если же они в действительности видят вещи вовсе не такими и всё же упорствуют в том, чтобы изображать их в подобной манере, — тогда с подобными художниками нужно иметь дело в уголовных судах»3.
«Мастурбирующий Гитлер», фрагмент
Когда Гитлер оккупировал Париж, он уже не казался Дали таким манящим. Художник от страха стал напиваться, построил в саду бомбоубежище и даже начал интересоваться бронежилетами.
Большую роль в творчестве Сальвадора Дали сыграл Владимир Ильич Ленин, который присутствовал в его работах в некоем антропоморфном облике. Как уже упомянул автор, сюрреалисты пришли от этого в сильнейшее негодование и даже пытались проткнуть картину с изображением вождя мирового пролетариата своими тростями.
Художник посвящал свои работы сильным мира сего совершенно беспристрастно, поскольку в этом случае придерживался аполитичной позиции. Он лишь хотел показать безумие этого мира, которое легче передать на личностях, руководящих людскими массами, нежели на конкретном представителе этой хаотичной массы.
Примечания
1. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 32
2. Там же. — С. 32
3. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 238
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.