Dali и сюрреалисты
Отношения Сальвадора Дали с сюрреалистами складывались весьма противоречиво. Вначале был период обоюдного восхищения, затем появились противоречия и, в итоге, Дали был изгнан из сюрреалистического общества, отчасти покинув его самостоятельно. Тем не менее сюрреалисты оказали Дали большую поддержу в его карьере, а сам гениальный живописец немало поспособствовал популярности сюрреализма на мировом уровне.
В ряды сюрреалистов художник попал благодаря Хуану Миро. В 1926 году Миро привез в Кадакес своего торгового агента Пьери Леба которого заинтересовали работы Дали. Хуан Миро стал протеже Сальвадора Дали в Париже написав его отцу: «Я совершенно уверен, что вашего сына ждет блестящее будущее»1.
В 1928 году, в еженедельнике «Эстамп» было опубликовано интервью Сальвадора Дали, в котором он клеймил всех современных испанских художников, за исключением Пикассо и Миро, открыто объявлял себя сюрреалистом и восхищался Максом Эрнстом, Ивом Танги и Хансом Арпом. В картинах того периода хорошо прослеживается влияние на Дали сюрреалистической живописи, в частности: Танги, Миро, Эрнста и Магритта.
Вступая в сюрреалистическое общество, живописец привез им «Первые дни весны» — картину, переполненную своими многочисленными комплексами, фрейдистской символикой и сюрреалистическими атрибутами. Сами сюрреалисты нашли молодого гения как «скромного юношу в костюме не то клерка, не то продавца»2.
«Первые дни весны», фрагмент; 1929
После того, как Сальвадор Дали стал полноправным членом сюрреалистического общества, он начал вести в его стенах активную творческую деятельность помогая Андре Бретону в производстве журнала «Сюрреализм на службе революции», рисуя обложки и помещая туда свои литературные произведения, а также участвуя в коллективных выставках сюрреалистов. Но уже в то время он стал понимать, что его творчество не совсем то, каким представляют его остальные сюрреалисты. Дали пишет Федерико Гарсиа Лорке: «Сюрреализм — один из способов бегства, одна из форм освобождения. И в освобождении — суть. Мой путь лежит в стороне от сюрреализма, но и в нем есть жизнь»3.
Отношения Сальвадора Дали с главой сюрреалистического общества Андре Бретоном вначале складывались прекрасно. Встретившись с ним, Дали сказал: «Мне он стал вторым отцом. Я почувствовал, что удостоен второго рождения. ...Я впитал лексику и дух движения, отвечавшего потребностям моего «Я», и безоглядно присоединился к нему»4.
Гала убедила Андре Бретона в том, что параноидально — критические теории Дали могут стать для сюрреализма надежной опорой. В итоге Бретон стал писать о Сальвадоре Дали как об освободителе: «Творчество Дали помогает нам понять то, что скрывается за оболочкой предметов, обострить восприимчивость к подсознательному»5.
Но идиллия вскоре была нарушена. Сюрреалисты, и в частности Бретон, стали недовольны откровенными порнографическими и скатологическими подробностями в картинах Дали. Ситуация накалилась до предела когда художник стал проявлять усиленный интерес к Гитлеру и, к ужасу сюрреалистов, весьма фривольно изобразил Ленина в своей картине «Загадка Вильгельма Телля».
«Загадка Вильгельма Телля», 1933
Разгневанный Бретон выпустил коллективное заявление, в котором объявил Дали фашистским элементом, обвинил его в контрреволюционных действиях и предложил исключить из сюрреалистической группы.
Живописец попытался объяснить Бретону что его действия абсолютно аполитичны и носят чисто параноидальный характер в соответствии с его сюрреалистическим методом: «И Ленина, и Гитлера я рисовал на основе сновидений. Аморфно искажённые ягодицы Ленина не несут в себе ничего оскорбительного, а служат лишь вернейшим доказательством моей преданности сюрреализму. Я являюсь тотальным сюрреалистом, которого никогда не сможет остановить никакая цензура или логика. Мне не диктуют свои законы никакая этика, никакой страх, никакие катаклизмы. Коль ты сюрреалист, то должен быть в этом деле целиком последовательным. Всякие табу здесь запрещены, иначе придется составить список того, что надлежит свято блюсти, и дать Бретону возможность формально и строго обоснованно заявлять, что царство сюрреалистической поэзии — это всего лишь только некая небольшая зона, используемая для содержания под домашним арестом тех осужденных уголовников, кого поместила под надзор какая-то проститутская команда или коммунистическая партия. Итак, почтеннейший Андре Бретон, если сегодня ночью мне приснится, что я тебя поимел, то назавтра утром я стану рисовать все наши самые лучшие трахательные позы, причем с максимально богатыми подробностями»6.
Ситуация нормализовалась, но в итоге Сальвадор Дали все равно расстался с сюрреалистами, разочаровавшись в их методах: «Сюрреалисты уверяли, что им наплевать на деньги; а в действительности просто не умели их заработать. ...Они мечтали об идеальном человеке — чтоб не ел он, не пил, не гадил, не совокуплялся, занимался бы исключительно просмотром снов, составляемых Бретоном по сценариям Арагона»7.
Уйдя от сюрреалистов и встретившись с Зигмундом Фрейдом, художник начинает осознавать истинную сущность сюрреализма. Фразу «В классической картине я ищу подсознание, в сюрреалистической — сознание» Дали истолковал «как смертный приговор сюрреализму как доктрине, как секте, как «изму», и одновременно как утверждение истинности сюрреализма как состояния духа»8.
Сюрреалистическое общество, без сомнения, сыграло в творчестве Сальвадора Дали ключевую роль. Но если бы художник вовремя его не покинул, то его творчество, находясь под гнетом Андре Бретона, осталось бы на уровне бессознательных фрейдистских мотивов и, в последствии, выродилось бы в чистую абстракцию и автоматическую живопись, на уровне Хуана Миро или Андре Массона.
Примечания
1. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали рассказанная им самим. / Пер. с фр. Юнко А. — Кишинев: Литературный фонд «Axul Z», 1993. — С. 132
2. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 196
3. Там же. — С. 179
4. Там же. — С. 322
5. Там же. — С. 225
6. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 241
7. Сальвадор Дали «Триумфальные скандалы». — М.: Журнал «БЕРЕГИНЕ», 1993. — С. 20
8. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 368
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.