ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Е.Д. Гальцова. «Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма»

Сюрреалистическая постановка Сильвена Иткина

Еще одним театральным явлением, связанным с сюрреализмом, была постановка в 1937 г. Сильвеном Иткиным и его театральной труппой «Алый Дьявол»1 пьесы Жарри «Убю закованный» с декорациями Макса Эрнста. С. Иткин (1908—1944) — поэт, актер и режиссер, один из участников эфемерной группы «Театр пяти» (в нее входили Жан-Луи Барро, Жюльен Берто, Раймон Руло и Жан Серве), а также активный деятель движения рабочих театров в 1930-х годах. Изначально Иткин собирался ставить эту пьесу вместе с Барро, но затем решил обратиться за помощью к сюрреалистам, с которыми тогда еще не был знаком. Проект вызвал в группе Бретона большой энтузиазм, и художник Эрнст взялся за создание декораций к спектаклю. «Убю закованный» был показан с 22 по 26 сентября 1937 г. на сцене «Театра комедии на Елисейских Полях» в рамках Всемирной выставки и получил золотую медаль. Роже Блен, игравший роль Первого свободного человека, описывает сюрреалистическую сценографию Эрнста: «Сильвен попросил сделать Макса Эрнста несколько декораций в духе его знаменитых коллажей, состоявших из гравюр, вырезок из журналов или каталогов и представленных в увеличенном виде в черно-белых тонах; при этом сохранялись линии и следы от гравировки. Это были в основном задники сцены, с объемным или же плоскостным изображением, в которое порой вклинивался какой-нибудь реальный предмет»2. Согласно Беару, еще одним сюрреалистическим средством театральной постановки был особый сценический свет, придуманный Иткиным. Он призван был создавать атмосферу, напоминавшую картины Джорджио Де Кирико: освещение некоторых элементов должно было приводить зрителя в замешательство3. Сам же Иткин, создававший впоследствии поэтические спектакли с Полем Элюаром, настаивал на важности присутствия на сцене «совокупности загадочных предметов и отсветов»4.

Сюрреалисты выпустили к премьере коллективную брошюру, куда вошли статьи и стихи А. Бретона, П. Элюара, А. Пастуро, П. Мабия, Б. Пере, Мэн Рея, И. Танги, М. Эна, Ж. Унье, Р. Блена, самого Иткина и других. В иткинском Убю они видели воплощение политической современности 1930-х годов, времени установления диктаторских режимов в Европе и предчувствий глобальной войны, и считали эту пьесу политически актуальной. Фашизм воспринимался во Франции не столько как социальное или политическое зло, а как неизбежность мистического толка — некий миф.

Иткин считал Убю «свирепым безо всяких нюансов»: «...он жесток не по-настоящему... Господин Убю — это гениально кишечное мышление. Он правит так, как наши правители правят нами». Этот персонаж подкупает Иткина своей прямотой, граничащей с наивностью, даже какой-то искренностью — тем, что с точки зрения драматургии называлось отсутствием психологизма. Именно это, согласно Иткину, и создает «...Убю — великолепного, Ubumagnus, Убю — человека-правителя. Какой прекрасный урок!».

Морис Эн говорил об «актуальности Жарри» (в одноименной статье в этой коллективной публикации). Убю не просто антропофагический миф, а «современный прототип диктатора: и вот между двумя войнами расцветает чудесное поколение диктаторов»5 (написано 22 сентября 1937 г.). Эн подчеркивает важность того, что «Убю закованного» показывают именно в такие времена, когда человеческое стадо почитает уважаемых персон.

Бретон связывал политическое содержание пьесы с кульминацией сталинских репрессий в СССР, с тем, что во Франции тогда называли московскими процессами. Особое внимание он уделил юмору Жарри, который интерпретировал во фрейдовском духе (эти рассуждения будут затем перенесены в его «Антологию черного юмора»). Бретону было важно подчеркнуть, что воплощенное в Убю «Сверх-Я» передает волю к безоговорочному рабству, а это передает суть фашизма или сталинизма, которые сюрреалист рассматривал как явления одного порядка.

Заметим, что в 1932—1936 гг. Иткин был активным участником театральной группы «Октябрь», в которой доминировали коммунистические убеждения. В деятельности группы, далекой от сюрреализма, участвовал бывший сюрреалист Жак Превер. В 1932 г. он написал сатирическую пьесу-коллаж «Битва при Фонтенуа», которая была успешно поставлена группой «Октябрь» и стала победительницей Театральной олимпиады в Москве. Арно Ластер и Даниель Газилья-Ластер — научные издатели произведений Превера, приводят свидетельство художника Марселя Жана, согласно которому Бретон и сюрреалисты присутствовали на одном из первых показов и не устроили никакого скандала, несмотря на то что Превер двумя годами раньше написал текст для антибретоновского памфлета «Труп» (1930)6. Пьесу играли до 1936 г., она пользовалась большим успехом у французов из рабочей среды. Если, с точки зрения формальной, коллажный принцип построения пьесы сближал ее с драматургической техникой сюрреалистов, то, с точки зрения содержания, своим прямым политическим пафосом она отличалась от характерного для сюрреализма художественно опосредованного способа выражения политического смысла.

Примечания

1. Труппа была названа так в честь лондонского кабаре, где встречались Бен Джонсон, Уильям Шекспир, Кристофер Марло, а также знаменитая Молли Картерз, подруга гуманистов и руководительница бандитской шайки, о которой Иткин и Питер Фабр написали пьесу «Мерзавка» («La Drôlesse»).

2. Revue d'histoire de théâtre. 1964. N 3. P. 232.

3. См.: Béhar H. Une mise en scène surréaliste de Sylvain Itkine // Ibid. 1972. N 1. P. 1.

4. См.: Revue d'histoire de théâtre. 1964. N 3. P. 261.

5. Tracts surréalistes et déclarations collectives, 1922—1939 / Présentation et commentaires de J. Pierre. P., 1980. T. 1. P. 326, 332.

6. См: PrévertJ. Œuvres complètes. P., 1992. T. 1. P. 1157.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru