«Абстракция» Т. Тцара и теория В. Кандинского: возможные типологические схождения
Как мы видели, Тцара выражал склонность к абстрактному искусству, и его статьи о дадаистах Марселе Янко или Хансе Арпе свидетельствуют о том, что абстракция была вполне соотносима с некоторыми явлениями дадаистского антиискусства.
Попробуем теперь выявить некоторые пересечения между теориями Тцара и Кандинского. Сразу оговоримся, что предлагаемый анализ носит не исторический, а типологический характер: несмотря на то что Кандинский выступал в цюрихском «Кабаре Вольтер» со своими текстами, дадаисты выставляли его картины. Разумеется, не стоит искать прямых влияний теории и практики Кандинского на дадаизм, но можно говорить о типологических схождениях, которые могут, как нам кажется, более четко выявить абстрактные интенции в творчестве Тцара1.
Прежде всего необходимо решительно отграничить от дадаизма теории Кандинского о «внутренней необходимости», «целесообразности», присущих абстракции. Дадаизм пытался разорвать любую логическую связь, отказываясь от всякого целеполагания, призывая не к познанию глубин, а, наоборот, к нарочито поверхностному представлению. Если для Кандинского было важно выражение, экспрессия, т. е. представление сущности, то дадаисты выступали за представление, не претендующее на выражение чего-то. Или, пользуясь словами дадаистов, если они что-то и выражали, то это ничто. Если попытаться выстроить схему развития теории, то получится, что дадаисты, как и Кандинский, отказавшись от понимания искусства как воспроизведения (или репрезентации), продолжали идеи Кандинского, доводя их до своего предела. Кандинский абстрагировался от предмета во имя внутреннего, духовного и т. п., а дадаисты абстрагировались и от предмета, и от внутреннего, духовного. В «Лекции о дада» Тцара утверждал, что дадаистский культ ничто имеет общее с буддизмом: «Дада вовсе не современен, это, скорее, возвращение к полубуддийской религии безразличия»2.
Но при этом между теориями Кандинского и Тцара обнаруживаются принципиальные точки соприкосновения. Это касается рассуждений Кандинского о «духовных существах» и «абстрактной жизни». В книге «О духовном в искусстве (живопись)» он писал: «Форма остается абстрактной, т. е. она не воплощает на плоскости реального предмета, но является всецело абстрактным существом. Такими абстрактными существами, ведущими как таковые свою жизнь, оказывающими свое влияние и свое воздействие, являются квадрат, круг, треугольник, ромб, трапеция и неисчислимые прочие формы, делающиеся все более сложными и не поддающиеся математическому обозначению»3. В статье «К вопросу о форме» (1912) Кандинский писал: «Этой реалистике противостоит великая абстракция, состоящая из стремления, по-видимому полностью, воплотить содержание в "нематериальных" формах. Наиболее достоверно обнажает внутреннее звучание картины таким образом воспринятая и зафиксированная абстрактная жизнь сведенных к минимуму предметных форм, бросающееся в глаза преобладание абстрактных единиц. ...И здесь важны эти абстрагирующие, или абстрактные, формы не как таковые (линии, поверхности, пятна), а только их внутренний звук, их жизнь»4. Жизнь, о которой писал Кандинский, есть жизнь «сущности», «души», «духа».
Нам наш взгляд, дадаистский витализм может восприниматься как возможная параллель рассуждениям Кандинского об абстрактной жизни. Пусть дадаистское «ничто» есть апофеоз безразличия и неразличения, но оно никогда не может быть неподвижным, оно всегда обладает «жизнью», и этот специфический витализм перекликается с идеями Кандинского.
Еще одной общей сферой Кандинского и Тцара (и дадаизма в целом) является пристрастие к примитивизму. В этом смысле отметим рассуждения Кандинского о художнике Анри Руссо с разработкой понятия новой реалистики, которая перестает быть противоположностью абстракции5. Именно Анри Руссо, который хотя и не являлся непосредственным предшественником культуры дадаизма6, оказался провозвестником культа непрофессионализма в искусстве, характерного для дада: «Здесь корни новой великой реалистики. Совершенно и просто поданная внешняя оболочка предмета уже служит обособлению последнего от практически-целесообразного и выявлению внутреннего звучания. Анри Руссо, считающийся отцом этой реалистики, просто и убедительно показал дорогу... Художник, на протяжении своей жизни во многом напоминающий ребенка, легче, чем кто-либо другой иной, достигает внутреннего звучания»7. Интерес к примитивизму, характерный для искусства первых десятилетий XX в., также объединяет теории Кандинского и Тцара.
Тцара сближался с Кандинским и в теории восприятия произведений искусства, которые должны быть сильнодействующими: «Сведенное к минимуму "художественное" должно быть познано как наиболее сильнодействующая абстракция... Доведенное до минимума в абстрактном "предметное" должно быть познано как наиболее сильно воздействующее реальное»8.
Кандинский писал о «вибрации», которая должна возникать у зрителя, превращающегося в сотворца произведения. «Так художественное произведение дает толчок "фантазии" зрителя, который продолжает "творить" в уже созданном произведении», — писал Кандинский в статье «О сценической композиции» (1913, 1918)9.
Примечания
1. Приведем один из немногочисленных откликов Тцара на творчество Кандинского в контексте размышлений об экспрессионизме (1919): «Первым его [экспрессионизма] теоретиком был русский художник, живший в Германии, Василий Кандинский. Он даровал независимость цвету, создавая абстрактные полотна, на которых формы и цвета распределялись не в соответствии со сходством или моделью, но согласно некоему субъективному музыкальному аккорду» (Tzara T. Op. cit. Р. 601).
2. Tzara T. Op. cit. Р. 420.
3. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства: В 2 т. М., 2001. Т. 1.С. 115.
4. Там же. С. 219.
5. В процитированной статье «К вопросу о форме» Кандинский не дал точного набора принципов, по которым строятся абстрактные формы в искусстве в противоположность «предметности». Более того, он выдвинул понятие реалистики, а потом и новой реалистики, которые могут оказываться в соотношении тождества с абстракцией.
6. Тцара очень любил творчество Анри Руссо.
7. Кандинский В.В. Указ. соч. С. 227.
8. Там же. С. 219.
9. Там же. С. 236.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.