Глава 5. Метатеатральные формы
Метатеатральные формы встречаются в сюрреалистической драматургии довольно часто. С одной стороны, это было связано с определенными мироощущением и жизнестроением, восходившими к представлению о «мире как театре» («theatrum mundi»), развивавшемуся в европейской традиции от Платона, стоиков, неоплатоников, отцов церкви до культуры маньеризма и барокко и современного театра. С другой стороны, сюрреалисты переосмысливали ставшую уже привычной, как минимум с XVII в., форму «театр в театре», возникшую из структуры «спектакль с интермедиями»1. Формальные поиски происходили параллельно с рефлексией по поводу сущности театрального творчества, которая во многом была близкой тому, что впоследствии, в XX в., получило название пиранделлизма. Сразу отметим историческую условность этого сближения, поскольку мода на театр Пиранделло возникла во Франции в начале 1920-х годов, а точнее после постановки Ж. Питоевым в 1923 г. пьесы «Шесть персонажей в поисках автора»2, но еще в 1920 г. Бретон и Супо высказывают в пьесе «Пожалуйста» некоторые идеи, сходные с размышлениями Пиранделло о театре. Вместе с тем драматурги, близкие сюрреализму, писали статьи об упомянутом спектакле, в которых можно увидеть и прообраз их собственных театральных теорий. Поэтому, прежде чем перейти к формам, необходимо остановиться на проблеме пиранделлизма и его типологического соотнесения с сюрреалистической драматургией.
Примечания
1. См.: Forestier G. Le Théâtre dans le théâtre sur la scène française du XVIIe siècle. Genève, 1981. Первой пьесой, построенной по принципу «театр в театре», в европейской традиции считается «Испанская трагедия» Томаса Кида (1589).
2. Напомним, что до этого, в 1922 г., Шарль Дюллен поставил пьесу Пиранделло «Наслаждение в добродетели», где в эпизодической роли играл Арто.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.