ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Ж. Шенье-Жандрон. «Сюрреализм»

Знакомство с философией троцкизма

Следует отметить, что со стороны сюрреалистов признание троцкизма политической философией, наиболее близкой к их собственному видению, было поступком для своего времени весьма прогрессивным. Троцкий был исключен из Партии в ноябре 1927 г., вскоре выслан в Алма-Ату, а затем и вовсе изгнан из Советского Союза в феврале 1929 г. Именно зимой 1928—1929 гг. началась массовая депортация крестьян по приказу Сталина, а уже в мае—июне 1929 г. состоялся первый из серии «московских процессов» — шахтинский, истинное значение которого сумели оценить тогда очень немногие интеллектуалы даже в самом СССР. Позднее Бретон в «Беседах» подчеркнет, что когда он в 1925 г. читал книгу Троцкого о Ленине — а именно знакомство с ней, как помним, и сделало возможным сближение сюрреалистов с французскими коммунистами, — то к «обращению» его во многом подтолкнул сам стиль повествования Троцкого: «Меня увлекла тогда прежде всего глубокая прочувствованность того, что он писал. От его умения передать одновременно человеческую сторону, саму личность Ленина, которого он чрезвычайно близко знал, и ее сверхчеловеческое измерение (поставленная и осуществленная им задача) исходило нечто невероятно притягательное. Это же притяжение придавало потом ни с чем не сравнимую привлекательность его собственным идеям»1. Однако троцкистское движение во Франции, зародившееся приблизительно в то же время, что и внутрипартийная оппозиция в самом СССР (исключение Суварина), и набиравшее силу по мере скитаний изгнанного Троцкого по миру, со своей стороны, отметим, вовсе не искало альянса с сюрреалистами. Пьер Навиль знакомится с Троцким в Москве в октябре 1927 г., незадолго до его исключения из партии, а вскоре, в 1928 г., сам покидает ряды ФКП. Став затем одним из руководителей французской троцкистской ячейки, он сохраняет демонстративную дистанцию по отношению к сюрреалистам, которые отвечают ему тем же (ср., например, замечания Бретона во «Втором манифесте»). Конечно, в это время (1929—1930) Бретон и его единомышленники Кревель или Жорж Садуль еще не потеряли веры в СССР (ср. 12-й номер «Сюрреалистической революции», декабрь 1929), и Бретон с осуждением цитирует неосторожные слова Троцкого о Маяковском: «Маяковский пришел в революцию самым коротким путем — вместе с бунтующей богемой»2. Однако он уже прочел опубликованные в «Кларте» проницательные заметки Троцкого о так называемой «пролетарской культуре», которые приводит во «Втором манифесте» (декабрь 1929). Выдворение Троцкого из Франции в апреле 1934 г. — он не прожил в стране и года — становится поводом для гневной прокламации сюрреалистов «Весь мир без визы», направленной как против французского правительства, так и против ФКП. Сюрреалисты внимательно прислушиваются к знаменитому определению Троцким сути социализма: «Социализм станет гигантским прыжком из царства принуждения в царство свободы — еще и потому, что современный человек, исполненный противоречий и не знающий гармонии, уступит место новой, более счастливой расе людей». С окончательным крушением надежд на диалог с Компартией (памфлет «Когда сюрреалисты были правы», выпущенный в августе 1935 г. после июньского «Международного конгресса в защиту культуры») для Бретона открывается возможность личного и политического сближения с Троцким. Поездка в Мексику в 1938 г. и совместная с Троцким работа над манифестом «За революционное независимое искусство»3 обеспечивают взаимопроникновение сюрреалистической мысли и мысли собственно политической через понятие перманентной революции, а также благодаря тому, что троцкисты не склонны видеть в сторонниках психоанализа непременных идеалистов. Здесь, конечно, следует говорить скорее о некотором сопряжении идей, поскольку восприятие Троцким поэзии и искусства в целом совершенно расходилось с идеалами его новых друзей — Диего Риверы и особенно Бретона. Это сопряжение идей, наделенных общей внутренней динамикой: по словам Троцкого, «революция дает художнику знание, которое преображает его чувства и скрыто присутствует во всем его творчестве. Невидимой осью, пишет Троцкий [а невидимой является и земная ось], должна стать сама Революция»4. Работа художника есть перманентное вращение (революция, если следовать за латинским корнем) вокруг этой оси, и оно так же постоянно, как ход пролетарской Революции.

Манифест 1938 г. точно определяет отношения сюрреализма — как художественной деятельности — и политики. Для того чтобы прийти к преобразованию мира, которое провозглашает своей целью марксизм, нужно, по мнению Бретона и Троцкого, вернуться к словам самого Маркса: «Писатель никоим образом не рассматривает свои труды как средство». Поэтому в дальнейшем «необходимо гарантировать соблюдение тех особых законов, которым подчинено художественное творчество [...] Если для развития материальных производительных сил революция должна установить социалистический строй централизованного типа, то в области интеллектуального созидания она обязана с самого начала провозгласить и обеспечить существование анархистского режима личной свободы. Никакой власти, никаких ограничений, ни малейшей тени принуждения!»5.

Но вместе с тем, провозглашают авторы манифеста, «мы слишком высокого мнения о роли искусства, чтобы отказывать ему во влиянии на судьбы общества. Для нас высшей задачей сегодняшнего искусства должно стать сознательное и активное участие в подготовке революции»6. «Потребность в освобождении духа должна лишь следовать своим естественным путем для того, чтобы в итоге раствориться, закаляясь и обретая новые силы, в первоочередной необходимости — потребности в освобождении человека». Это утверждение опирается на положения психоанализа, способные объединить идеал Я и Оно: «Механизм сублимации [...] призван восстановить нарушенное равновесие между целостным Я и вытесненными элементами. Такое восстановление идет на пользу идеалу Я, противопоставляющему невыносимой реальности энергию внутреннего мира, Оно, энергию, общую для всех людей и неустанно умножающуюся в своем становлении». Таким образом, «коммунистическая революция больше не опасается искусства»7.

Напротив, с точки зрения революции, случайность философского, социологического, научного или художественного открытия совпадает с «более или менее стихийным проявлением необходимости» (с. 36). Художник может послужить освободительной борьбе, «проникшись на субъективном уровне ее значением для всего общества и каждого индивида [...] пропуская через всего себя ее высший смысл, ее драму и [...] стремясь к свободному воплощению своего внутреннего мира в искусстве» (с. 40). Заглядывая в будущее, художник выражает чувство исторической необходимости, которое проявляется в жизни данного конкретного общества.

Как внести подобную философскую (социологическую, научную) мысль в собственно художественную практику, авторы манифеста подробно не говорят. Однако важно уже то, что они формулируют и провозглашают общее направление поисков: «максимум свободы в искусстве». Откуда и понятный вывод: «Независимость искусства — на службу революции; революция — ради окончательного освобождения искусства».

Примечания

1. Breton A. Entretiens, p. 119. Ср. также: Bonnet M. Trotsky et Breton, postface à: Trotsky L. Lénine. P., PUF, 1970.

2. Breton A. «La Barque de l'amour...». 1930 // Breton A. Point du jour.

3. Позднее включен в сборник Бретона «Ключ к полям»; он был подписан Бретоном и мексиканским художником Диего Риверой вместо Троцкого по предложенным им тактическим соображениям.

4. Schuster J. L'Axe invisible // Archives 57—68. P., Losfeld, 1969.

5. Breton A. La Clé des champs, p. 39.

6. Ibid., p. 40.

7. Ibid., p. 38.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru