Политика освобождения, статус революционного искусства
Анализ этических основ сюрреалистического проекта показал, насколько мощным было отторжение данности, питавшее деятельность сюрреалистов, а также насколько велика была их вера в могущество человеческого воображения, движимого желанием. Итак, что дано: отказ в социальной справедливости, капиталистическая эксплуатация труда. Чего требуется достичь: торжества справедливости, окончания отчужденности рабочих, признания места художника в обществе... Яростное требование большей справедливости сближает сюрреалистов со всеми эгалитаристскими политическими течениями, направленными против существующего миропорядка.
Однако сюрреалистам неизменно становится тесно в рамках таких движений. Требования группы Бретона — по своей природе требования поэтические в самом прямом смысле этого слова — вдохновлялись бунтом против всех привычных устоев: моральных, эстетических, социальных, — точки его приложения нельзя ни ограничить одними лишь конкретными проявлениями общественного и политического порядка, ни тем более подчинить внутренней дисциплине какой-либо партии. Если вспомнить, какая атмосфера царила в рядах французских коммунистов в 20-е годы после раскола на Турском съезде, легко представить себе, насколько несовместимы были два эти предельно разные образы чувствования: верность «линии» Партии (диктовавшей строгое подчинение во имя будущего процветания) и та абсолютная устремленность к свободе, которую мы находим в сюрреализме. Выше уже отмечалось, что с лета 1935 г. разрыв с ФКП стал окончательным и бесповоротным. Но как бы ни вела себя в этих сложных отношениях партия, позиция сюрреалистов оставалась непримиримой: «Сюрреализм как революционное состояние духа бесконечно превосходит исключительно политические пути свершения Революции» (листовка «При свете дня», выпущенная Пере, Бретоном, Юником, Элюаром и Арагоном в 1927 г. после их вступления в Компартию). «Поскольку делом жизни для сюрреалистов является дело свободы, сюрреализм намерен всеми силами добиваться этой свободы, вплоть до таких ее высот, которые остальным кажутся недостижимыми. Если в этом стремлении мы вынуждены будем прибегнуть к доступным средствам и политическому выбору, то их следует считать лишь способами достижения высшей цели — и ничем иным» (Жан Шюстер на коллоквиуме в Серизи-ля-Саль в 1966).
В конечном счете политическая воля в партии революционного типа неизбежно подчинена разуму, логике — а нам известно, с каким презрением Бретон и его друзья относились к логике, годной «лишь для решения второстепенных вопросов» («Манифест сюрреализма»). Греза и воображение, единственно способные двигать творческий процесс, суть качества индивидуальные и иными не могут быть.
Сюрреалисты, вместе с тем, считали несомненным разрешение в будущем этой гнетущей антиномии, «непоправимого разлада действия и грезы» — именно о такой позиции заявляла группа начиная с «Сообщающихся сосудов» и вплоть до послевоенных лет, когда Бретон поддерживает следующее высказывание Диониса Масколо: «В настоящее время нам пока еще приходится выбирать [между призванием художника и званием революционера]. Но уже в самом этом выборе следует поддерживать — неважно, как — изначальную понятийную нераздельность, фундаментальную идентичность высшего смысла материалистической революции и высшего предназначения всякого творчества: обеспечить взаимообщение всего живого». В 1953 г. Масколо добавляет: «Не бывает интеллектуалов-коммунистов — но точно так же не может быть интеллектуала, в котором бы не сидел коммунист»1.
Таким образом, в политике сюрреалисты занимают позицию наблюдателей, постоянно находящихся настороже, готовых каждую минуту предостеречь общественное мнение от тех опасностей, которые беспрестанно угрожают индивидуальной свободе; вместе с тем, эта позиция подразумевала и прямое участие — не только словом, каковое в политической деятельности есть та же форма действия, но нередко и реальными делами — в различных движениях, стремившихся изменить политический строй.
Примечания
1. Бретон приводит эту фразу в своем сборнике «С высоты птичьего полета» (опубл. 1979), с. 28; при наборе, однако, последняя часть фразы была опущена — что полностью искажает смысл высказывания Масколо.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.