Глава 4. «Кто я?!»: Разум — душа — тело
«Как может кто-то надеяться внести порядок в тот хаос, что составляет бесконечную, бесформенную изменчивость: человека?» Так вопрошал Тристан Тцара в своем манифесте дадаизма в 1918 году. Напротив, Андре Бретон начал свою сюрреалистическую повесть «Надя» с более обнадеживающего, но неизбывно тревожного вопроса: «Кто я?» Вопросы идентичности, природы сознания и отношений между разумом и телом были фундаментальными для дадаистов и сюрреалистов, и столь же фундаментальными были разногласия между ними. Я хочу рассмотреть далее, как эти вопросы оказывались взаимосвязаны в искусстве и литературе этих движений, и как вокруг них разгорались интересные дискуссии теоретиков и художников. Если оба движения поддерживали идею доминирования иррационального над рациональным, то как они понимали иррациональное? Если их теорией был иррационализм, то как это противоречило традиционным гуманистическим ценностям и до какой степени необходима была антигуманистическая программа? И дадаизм, и сюрреализм противопоставляли себя традиционной религии в основном потому, что многие из деятелей этих движений получили косное моралистическое воспитание. И как они смогли подорвать традиционный дуализм разума и тела, свойственный западной мысли?
Их привлекали альтернативные учения из самых разных философских систем и религиозных верований, часто связанных с мистической или герметической составляющей. Не принимая иудео-христианское отвращение плотского, они занимались восхвалением телесного и эротического.
Такие взгляды неизбежно породили собственную идеологическую основу, что станет отдельной темой в нижеследующем обсуждении.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.