Глава 1. Дадаизм и сюрреализм: исторический обзор
Начало XX века было периодом бурных перемен. Первая мировая война и революция в России чрезвычайно встревожили людей, поставив под угрозу само их миропонимание. Открытия Фрейда и Эйнштейна, технологические новшества эпохи машин радикально изменили человеческое сознание. В культурном плане романы Джойса и поэзия Томаса Элиота — «Улисс» первого и «Бесплодная земля» второго, опубликованные в 1922 году, — отметили принципиально новые, «модернистские» способы восприятия и переживания, характеризующиеся ярко выраженным ощущением разрыва. Теоретик Маршалл Берман видит здесь смешанное чувство возбуждения с предчувствием катастрофы, возникшее в ответ на перелом жизненных условий, и, таким образом, определяет модернистский взгляд на мир.
Движения в искусстве начала XX века ярко отражают эти умонастроения. Направления, инновационно дерзкие с точки зрения техники, такие как кубизм и футуризм, переживавшие свой пик в 1910—1913 годах, вышли за пределы спокойной традиционной живописи, чтобы испытать на прочность структуру самого сознания. Впрочем, возможно, именно в дадаизме и сюрреализме следует искать самые смелые исследования души современного человека, поскольку именно они делали особый упор на область психики. Дадаизм частично воспринимал себя как восстановление того, что разрушил переворот в сознании, произведенный Первой мировой войной, в то время как прославляемый сюрреалистами иррационализм можно рассматривать как радикальное приятие сил, действующих за кулисами цивилизации. Настоящая глава обрисовывает переплетающиеся истории этих движений. Однако в первую очередь давайте посмотрим, что связывает их с другими движениями в искусстве начала XX века.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.