ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / В.Д. Седельник. «Дадаизм и дадаисты»

Курт Швиттерс. Последовательная поэзия

Не слово первоначальный материал поэзии, а буква. Слово — это:

1. Сочетание букв.
2. Звук.
3. Обозначение (значение).
4. Носитель идейных ассоциаций.

Искусство непостижимо и бесконечно; материал последовательного художественного изображения должен быть однозначным.

1. Последовательность букв в слове однозначна, одинакова для всех. Она не зависит от личной позиции наблюдателя.
2. Звук однозначен только в произносимом слове. На письме он зависит от силы воображения воспринимающего. Отсюда звук может быть материалом только для произнесения вслух, а не для письменной поэзии.
3. Значение может быть недвусмысленным только при наличии, к примеру, обозначаемого предмета. В противном случае оно зависит от силы воображения воспринимающего.
4. Идейные ассоциации не могут быть однозначными, поскольку они полностью зависят от комбинационных способностей воспринимающего. У каждого человека свои переживания, каждый вспоминает и комбинирует по-разному.
4. Классическая поэзия делала ставку на похожесть людей. Она рассматривала идейные ассоциации как нечто однозначное. Во всяком случае, она переносила свой центр тяжести на идейные ассоциации: «Горные вершины спят во мгле ночной». Гёте здесь не просто хочет сказать, что на вершины опустился ночной покой, нет, читатель должен насладиться этим покоем, как и утомленный своими служебными обязанностями, живущий в городских условиях поэт. Насколько индивидуальны подобные ассоциации, можно понять, если представить себе, что этот стих прочитает житель Люнебургской пустоши (2 человека на один кв. км). Ему наверняка куда больше понравится стих: «Косо сверкает молния подземка минует небоскреб». Во всяком случае, мысль о покое не вызовет в нем поэтических чувств, так как для него покой — нормальное состояние. Поэт рассчитывает вызвать у читателя поэтическое чувство. Но что такое поэтическое чувство? Вся поэзия покоя держится на способности чувствовать, свойственной читателю. Слова здесь не имеют ценности.

Кроме одного совершенно незначительного звукового ритма в мелодике — рифмовки слова «ночной» со словом «мглой» в следующем стихе. Единственное конформное соотношение частей в классической поэзии возможно только применительно к идейным ассоциациям, то есть к поэтическим чувствам. Вся классическая поэзия сегодня представляется нам в виде дадаистской философии, и воздействует она тем нелепее, чем меньше в ней тяготения к дадаизму. Сегодня классическую поэзию пишут только куплетисты в варьете.

3. Абстрактная поэзия отделила — и в этом ее большая заслуга — слово от связанных с ним ассоциаций и стала сопоставлять слово со словом: точнее, понятие с понятием, с учетом звучания. Это последовательнее, нежели суждение о поэтическом чувстве, но все же недостаточно последовательно. К тому же, к чему стремится абстрактная поэзия, точно таким же образом, только последовательнее, стремятся и дадаистские художники, которые сопоставляют и оценивают подлинные предметы, приклеивая и прибивая их рядом друг с другом на картине. В этом случае смыслы выявляют себя яснее, нежели в их переносном значении в слове.
2. Видеть в звуке носителя стихотворения я тоже не считаю последовательным, так как звук однозначен только в произносимом, а не в написанном слове. Звуковая поэзия последовательна лишь в одном случае — когда она не написана заранее, а возникает непосредственно во время художественного чтения. Необходимо делать строгое различие между поэзией и декламацией. Для декламации поэзия — всего лишь материал. Для декламации не имеет значения, является ее материал поэзией или нет. Можно, к примеру, так прочитать вслух алфавит, который изначально есть форма для практического применения, что в результате получится художественное произведение. О художественном чтении можно было бы сказать еще многое.
1. Последовательная поэзия строится из букв. Буквы не имеют смысла. Сами по себе буквы не имеют звучания, они лишь дают возможность декламатору придать им звуковое выражение. Последовательное стихотворение сопоставляет и оценивает буквы и группы букв.

1924. Там же.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru