ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Сальвадор Дали. «Дневник одного гения»

Приложение IV. Далианская мистика в сопоставлении с историей религий

После Первой мировой войны сюрреалистическое движение возникло подобно неудержимому морскому приливу, сметающему все и вся, что оказалось на его пути. В нем наряду с сущностным обновлением воображения (и в неразрывной связи с ним, чтобы дать ему возможность реализоваться) проявилась разрушительная энергия, которая обратилась против всех конституированных органов власти, отрицая любые общественные ценности: армии, правительства, религию, классическое искусство, собранное в музеях, и последнее стало его постоянной мишенью, подвергалось грубым и даже скатологическим оскорблениям, а порой не без юмора выставлялось на посмешище (усы Венеры Милосской).

То, что единственный среди величайших, Дали, типичный из типичных сюрреалист сумел, благодаря психической активности своего воображения (по меньшей мере), претворить собственный ежедневный религиозный опыт, «католический, апостольский и римский», в художественный материал большого стиля, соответствующий одновременно и духу догмы (чему свидетельство беседа с его святейшеством Пием XII), и духу сюрреализма — во всяком случае, в самом главном: в психическом механизме творческой фантазии, — представляет собой достаточно экстраординарное явление, и мы без труда можем предположить, что в результате встречи двух таких богатейших и наполненных гуманизмом феноменов, как сюрреализм и христианство, должно возникнуть некое богатейшее человеческое содержание, носитель второго могущества.

Нам известно, что уже несколько лет интерес к религии, скажем даже, к мистике занимал в жизни Сальвадора Дали все большее и большее место. Об этом свидетельствует как крут его чтения, так и встречи с самыми крупными эрудитами среди испанских прелатов. Сан Хуан де ла Крус, святая Тереса Авильская1, Игнатий Лойола2, великие мистические сочинения, равно как сложнейшие богословские проблемы, составляли неизменную основу интересов и размышлений творца из Кадакеса. В результате появился «Мистический манифест Сюрреализма» и настал новый, иконографический период творчества, который Мишель Тапье так удачно окрестил «далианской преемственностью». Главными в этот период были две темы — «Рождество» (с 1949 по 1951 г.) и «Мистическая Мадонна», а завершился он после 1951 года «Страстями Господними». И великое чудо далианской изобретательности заключается в том, что подобная вовлеченность в вербальные конструкции самой что ни на есть абстрактной и менее всего поддающейся пластическому выражению религиозной онтологии не иссушила глубинные источники визионерского воображения.

Неменьшим чудом является и то, что, когда этот «отвратительно экзальтированный карьерист, претенциозный кривляка и мегаломан», по мнению тех, кто предпочитает судить по внешней видимости, меняет схоластику на кисть и краски, он совершенно забывает про все привходящие исторические суперструктуры и находит, откапывает самые архаические напластования, самое далекое наследие эпох, завершившихся многие тысячелетия назад. Рассмотрим, к примеру, результат исследования «Мистической Мадонны», произведенного не с эстетической точки зрения, но с позиции истории религий. Вот последовательность изображений, вложенных одно в другое: Дева-Мать, Христос, хлеб: хлеб — растительный символ зерна — изначальное, вскармливающее семя, символ, завершенный внизу колосом, наверху свисающим на нити с раковины яйцом, а справа гранатом и богородичными ракушками3 — под Риноцеронтикусом-Протоникусом и его (рассеченным) рогом. Подготовительные этюды к этой картине демонстрируют нам Рождество как прорастание зерна, которое разрывает череп Мадонны. На еще одном этюде нам явлен в облаках Риноцеронтикус, то есть носорогообразный, в позе поклоняющегося ангела. Однако же самым отдаленным во времени религиозным посланием, дошедшим от наших доисторических пращуров, оказываются погребения: покойники там помещались в позе зародыша в земляной плоти, в глиняном кувшине, зачастую в пещере, и поза эта является легко расшифровываемым символом грядущего воскрешения в загробном мире. Следом идет культ Magna mater, Великой Матери4, «Умы», «Амы», «Ма», «Майи», матери Будды, ставшей Марией в христианской религии, архаические имена которой до сих пор заново придумывают нынешние дети. По преимуществу кормилица и родильница, она предстает либо в растительном обличье, соответствующем земледельческим цивилизациям, то есть в культе колоса, зерна, злака, чаще всего под именем Кибелы5, Деметры6 и т. д., иногда же, в более поздние эпохи, в культе плода граната, винограда, то есть источника напитка, вызывающего дионисийское опьянение, вариациями которого являются многочисленные напитки, приводящие в экстатическое состояние и дарующие бессмертие (хаома7 древних иранцев, сома8 индусов и т. п.), либо в облике животного: очень часто Magna mater изображается в виде священной коровы9 (от Индии до Египта) рядом с богом, имеющим облик быка, что характерно для пастушеских цивилизаций; Энлиль10, Бел11 (Месопотамия), Митра12 (Иран), Мин13, Амон14 (Египет), Зевсы15 (троянский, минойский, микенский), его сын Дионис, божество-бык, например Минотавр16, похищение Европы, поклонение золотому тельцу17 в Ветхом Завете, бои быков в Испании — всего лишь немногие из дошедших до нас проявлений этого культа. Однако всегда это божество-бык является богом небес, именуемым всевышним и очень часто связанным с состоянием пророческого опьянения (например, Амон, Апис18, Дионис и т. д.). Экстатическое состояние, достигаемое с помощью «параноидально-критического» метода, тоже представляется как некое подобие священного опьянения и точно так же, как оно, связано с теми же элементами. А то, что именно этот метод породил Риноцеронтикуса, является гарантией аутентичности далианской фантазии. Редуцирование двух бычьих рогов до одного — отрезанного — подразумевает кастрацию. Она символически присутствует во всех религиях (от оскопления Абеляра19 до тонзуры и обета безбрачия в христианской религии). Родовоспроизводящую силу Дали признает за Христом, а не за Богоматерью, но ведь это тоже запечатлено как в самых архаических, так и в самых недавних мифах: от верховного бога солнца, который породил сам себя (египетский Ра20), до Зевса, который не только оплодотворил Семелу21, но и родил Афину22 (для чего ему пришлось разрубить голову), и даже вплоть до нашего Адама, из чьего ребра возникла Ева.

Скажем более, далианское вдохновение есть результат не божественного откровения, но психических процессов, граничащих с безумием, и в этом смысле Дали дает нам все средства и возможности понять его творчество. Его «Тайная жизнь» представляет собой бесценный документ, подлинные золотые копи, само собой, для ценителей юмора и психиатров, но также для психологов и эстетиков, которым интересно увидеть изнутри механизм художественного творчества. Дали приводит воспоминания о своем детстве, и то, что факты намеренно или бессознательно подобраны автором в так называемых рекламных целях, не имеет большого значения, поскольку мифомания вовсе не мешает психоанализу, но, напротив, обогащает его. Эта автобиография — поразительный человеческий документ, сравнимый во всех отношениях — особенно по значимости для науки — с автобиографией президента Шрайбера, прославленного мистика-параноика, о котором рассказывает Фрейд.

Все творчество Дали — это его жизнь. Разве у Пресвятой Девы лицо не Галы, а себя Дали разве не изображает распятым перед Галой и святым Иоанном? И даже подпись его, соединенная с подписью Галы, разве не пронзена распятием?

Вихревое кружение тачек вокруг головы Пресвятой Девы, из которой, как нам известно, родится колос Иисус, находит объяснение в мифе о рождении Афины из головы Зевса; последний, до того как ему помог своим молотом Гефест, страдал от головных болей; это вихрение тачек является выражением чувства головокружения, связанного с рождением, и не случайно в одной из статей, недавно опубликованных в «Ревю Франсез де псиканализ», сообщается, что такие головные боли и головокружения, как у Дали и Зевса, связаны с травмой рождения.

Постоянное и непрерывное обновление, обращенное в своей основе к архетипическим источникам человечества, но тем не менее плотно вплетенное в историческую ткань, в свою историческую эпоху, как нам кажется, характерно для сущности далианского гения и дает основания причесть его к великой традиции мастеров Возрождения, на которую он так часто и с таким удовольствием ссылается. Если оставить в стороне сенсационную и порой неистовую экспансивность, далианская вселенная есть вселенная в большом стиле барокко.

Доктор Пьер Румгер

Примечания

1. Тереса Авильская (1515—1582) — испанская монахиня, реформатор ордена кармелиток, автор сочинений, в которых она запечатлела свои мистические видения, незаурядная поэтесса; оказала сильное влияние на католическую мысль в эпоху Контрреформации; в 1621 году причислена Римской церковью к лику святых.

2. Лойола Игнатий (1491—1556) — основатель ордена иезуитов (утвержден папой Павлом III в 1540 году), автор мистических «Духовных упражнений» (1548) и «Максим» (1583); в 1622 году канонизирован Римской церковью.

3. ...богородичными ракушками... — Очевидно, имеются в виду ракушки, которыми украшали свои шляпы и одежду паломники и которые они приносили в дар святому или Мадонне. Ср. у Беранже в стихотворении «Паломничество Лизетты»: «Отправимся к Мадонне Льесской... возьмем раковины, четки и посохи» (перев. подстрочный).

4. Великая Мать, Богиня-мать — главное женское божество в большинстве мифологий мира, прародительница жизни, Великая Матерь богов, главное жизненное начало, олицетворение созидательных и разрушительных сил природы; первыми изображениями ее являются верхнепалеолитические «Венеры» — каменные женские статуэтки с гипертрофированно преувеличенными половыми признаками. Ума (светлая) — в индуистской мифологии благая ипостась богини Деви, восходящей к древнему культу Богини-матери, жены бога Шивы; другая ее ипостась, Кали-Дурга, — богиня войны, требующая человеческих жертвоприношений. В древнетюркской мифологии была богиня Умай, олицетворявшая женское, земное начало, плодородие, считалась супругой бога неба Тенгри. Ma — каппадокийская богиня, отождествлявшаяся с римской Беллоной, богиней войны. Ама — в древнетангутской мифологии богиня — прародительница правящего дома, обладавшая серебряным чревом и золотыми грудями. Майя (Майядева) — жена царя страны шакьев Шуддходана, которых Шакьямуни (Будда) выбрал своими родителями, и в этот момент ей приснилось, будто в ее лоно вошел белый слон; сон этот был истолкован как предзнаменование, что она родит великого человека. Здесь, конечно, есть некоторая аналогия с легендой о непорочном зачатии Марии.

5. Кибела — фригийская богиня, Великая Мать богов и всего сущего на земле, возрождающая умершую природу и дарующая плодородие; в Малой Азии культ Кибелы слился с культом греческой богини Реи, матери Зевса; в Риме Кибелу отождествляли с супругой Сатурна Опс, богиней посевов и плодородия.

6. Деметра — греческая богиня земледелия и плодородия, божество созревания хлеба; сестра Зевса.

7. Хаома — в иранской мифологии обожествленный галлюциногенный напиток растительного происхождения. Растение, из которого его получали, идентифицировать не удалось.

8. Сома — в древнеиндийской мифологии божественный напиток растительного происхождения, вызывавший экстатическое состояние (растение также не идентифицировано).

9. ...в виде священной коровы... — Корова являлась символом изобилия и благоденствия во многих древних и архаических религиях. Например, в египетской мифологии богиня плодородия Хатор считалась небесной коровой, родившей солнце. В индуистской мифологии божественная корова Сурабхи, исполняющая любые желания, появилась на свет во время пахтанья океана богами. Кстати, греки именовали богиню Геру, супругу Зевса, волоокой, то есть с коровьими глазами, что свидетельствует, что первоначально ее изображали в облике коровы.

10. Энлиль — один из главных богов шумеро-аккадского пантеона; в мифах предстает как божество плодородия и жизненных сил, а также необузданных стихийных сил; в гимнах и молитвах его сравнивают с необузданным диким быком.

11. Бел (от общесемитского Балу — владыка, господин) — в аккадской мифологии обозначение некоторых богов, прежде всего Энлиля; в западносемитской мифологии в форме Балу; Баал (Ваал) — бог грома, молнии, дождя и плодородия; изображался в виде быка или человека с бычьей головой.

12. Митра — древнеиранское божество, связанное с идеей договора, а также бог солнца, в позднейшее время устроитель космоса и социума; часто изображался убивающим быка.

13. Мин — в древнеегипетской мифологии бог плодородия, изображался в виде человека; праздничную процессию в день начала жатвы возглавлял увенчанный короной бык, персонифицирующий Мина.

14. Амон — в египетской мифологии бог солнца; изображался в виде человека с головой барана.

15. Зевс — в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов; уже в гомеровскую эпоху это был антропоморфный бог, его взаимоотношения с богами очень напоминали отношения ахейских царей со своими подданными. Но в раннеминойскую эпоху на Крите (кстати, Крит почитается родиной Зевса) он сохранял еще зооморфные черты, изображался в виде быка (именно в обличье быка он похитил дочь финикийского царя Кадма Европу). Один из эпитетов архаического Зевса — Хтоний, то есть Подземный; считалось, что он владычествует и на земле, и под землей, где вершит суд над мертвыми, однако позднее он стал отождествлять только светлую часть бытия, уступив царство мертвых Аиду.

16. Минотавр — в греческой мифологии чудовище-человекобык, рожденный женой критского царя Миноса Пасифаей от быка, посланного на Крит богом морей Посейдоном. Был помещен в подземный лабиринт, построенный Дедалом, куда ему приносили в жертву ежегодно семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве дани Миносу. Афинский царевич Тесей убил Минотавра.

17. Золотой телец — в Ветхом Завете (Исх. 32: 1) золотой идол быка, поставленный Аароном по требованию народа, который поклонялся ему как воплощению божества, вполне возможно даже самого Яхве. Моисей уничтожил его. Очевидно, эпизод этот является отражением борьбы сторонников племенного монотеизма с древним культом быка.

18. Апис — в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Олицетворением Аписа являлся черный бык с особыми белыми отметинами. В позднейшую эпоху произошло отождествление Аписа с Осирисом, в культе которого имелись оргиастические элементы, как и в культе Диониса.

19. Абеляр Пьер (1079—1142) — французский философ-схоласт и теолог, с успехом преподававший философию и риторику; на его лекции собирались сотни слушателей. Каноник Фульбер пригласил его давать уроки своей племяннице Элоизе; молодые люди полюбили друг друга и бежали из Парижа в Нормандию, где Элоиза родила сына, после чего они тайно обвенчались, однако не простивший Абеляра Фульбер предательски ночью напал на него и велел оскопить. И Абеляр и Элоиза после этого приняли постриг. Философские взгляды Абеляра были осуждены церковью. Кроме философских и теологических сочинений, Абеляр оставил потрясающую исповедь «История моих бедствий», а также была опубликована его переписка с Элоизой после их вынужденной разлуки.

20. Ра — в египетской мифологии бог солнца; изображался в виде сокола или человека с головой сокола. Он проплывает в ладье с востока на запад по небесному Нилу, освещая своим светом Землю. По одному из мифов, Ра появился из цветка лотоса, поднявшегося над первобытным хаосом, по другому, он — золотой теленок, рожденный коровой-небом. Существует миф, по которому Ра возник из огненного острова, давшего ему силу уничтожить хаос.

21. Семела — в греческой мифологии фиванская царевна, в которую влюбился Зевс, спускавшийся к ней под покровом ночи. Когда по наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса предстать перед ней в его подлинном виде, тот явился в сверкании молний и испепелил смертную Семелу. Недоношенного Семелой шестимесячного ребенка Зевс зашил себе в бедро. Родившийся через три месяца мальчик стал богом Дионисом.

22. Афина — одно из главнейших божеств греческого пантеона, богиня мудрости, покровительница наук, установительница порядка. Мать Афины, первая жена Зевса океанида Метида, должна была родить ребенка, который, по предсказаниям, силой превзойдет отца. Дабы этого не случилось, Зевс проглотил Методу, но ребенок продолжал развиваться в его голове, отчего Зевс испытывал жесточайшие боли. Бог-кузнец Гефест молотом расколол Зевсу голову, чтобы избавить Зевса от болей, и тогда из головы выпрыгнула Афина в полном вооружении.

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru