Заключение
В 1982 году парламент Каталонии вручил Сальвадору Дали самую высокую награду — Золотую медаль, приложив к ней следующий текст: «Можно любить или не любить Сальвадора Дали, но он один из редких гениев искусства XX века, одно из его ярких явлений, ставших вехами в истории культуры всех времен. Его личность выходит за эстетические рамки сюрреализма. Вкус к крайностям, к полемике, нигилизм и неуспокоенность неразрывно присущи Дали. Эти качества позволили художнику создать уникальные произведения, в которых сделана попытка отразить жизнь — будь то осознанно или подсознательно»1.
Эти слова как нельзя лучше характеризуют художника, являющегося олицетворением данной диссертации, поскольку каждый ее параграф имеет самое непосредственное отношение к этому великому мистификатору, представляющему наглядный пример того, что сюрреализм является связующим звеном между наукой, искусством и религией.
В заключение, автор поведает о «сюрреалистическом чуде», которое произошло с ним в то время, когда он писал данный параграф:
«Работая над параграфом я заканчивал изучать литературу в библиотеке, взяв несколько книг о Сальвадоре Дали. В одной из них, я увидел иллюстрации художника к различным книгам и довольно редкие графические работы (это была одно из русских изданий «Тайной жизни» Сальвадора Дали).
Увидев иллюстрацию к «des chants de Maldor» для Изидоры Дункан, я вдруг замечаю на заднем плане Наполеона едущего во главе своих войск.
С большим воодушевлением я вспомнил свою графическую работу «Мерная поступь МетаНаполеона», которую я написал около года тому назад. На ней изображен точно такой же едущий на коне Наполеон, только в моей интерпретации и зеркально отраженный. Тут же я делаю выводы о том, что со мной только что произошел самый что ни на есть прекрасный «объективный случай», и что мой метод «Эволюционированного сюрреализма» есть зеркальное отражение «Параноидально-критического метода» Сальвадора Дали».
Сальвадор Дали «des chants de Maldor», фрагмент
Aptik «Мерная поступь МетаНаполеона», фрагмент
Таким образом, подводя итог исследованиям второй главы можно сделать следующие выводы:
I. Говоря о гениальности в контексте сверхреального можно предположить о существовании неких «вечных двигателей» мироздания, существующих вне объективной реальности. Гениальные личности представляют собой связующее звено между сверхреальным и объективной реальностью. Им подвластно не только ощущать сверхреальное, но и передавать его окружающим различными средствами (художественными, научно-исследовательскими и т.д.).
II. Существует две точки зрения различных психических отклонений гениальных личностей. Первая заключается в иррациональной природе гения, что сближает его с душевнобольными людьми. На основании первой точки зрения автор сделал вывод о том, что психологические расстройства гениев есть некая «нить Ариадны», дающая им способность находится в недоступных для обыкновенного человека закоулках лабиринта мироздания. Вторая точка зрения, более близкая автору, заключается в том, что гениальность связана не с патологией и безумием, а с более глубоким и нетрадиционным видением, благодаря чему гениальные личности зачастую одиночки, бросающие вызов нормам и правилам.
III. Рассмотрев примеры детской гениальности, автор сделал вывод о том, что юные гении олицетворяют собой истинную гениальность, вследствие того, что творят чувственно, «по наитию».
IV. Рассмотрев популярную концепцию одаренности на примере диаграммы американского психолога Джорджа Рензулли, автор сделал вывод о том, что гениальная личность — «золотая середина» триады: интеллект, творческость, мотивация. Сопоставив данную диаграмму с двумя системами смешивания цветов, автор пришел к выводу о черно-белой палитре гениальных личностей. Истинные гении живут в постоянном противоборстве, то, возносясь в область белого, то, стремительно низвергаясь в черное и т.д.
V. Гениальные личности и сюрреалисты имеют ряд общих черт, выраженных как в творчестве, так и в повседневной жизнедеятельности. К ним относятся стремление к противоположному, экстравагантное и эпатажное поведение, стремление к «чудесному» в повседневности.
VI. Основной вывод первого параграфа второй главы заключается в том, что не смотря на все исследования и классификации, ученым не подвластно создать или спрогнозировать появление гениальной личности. Истинной гениальностью автор считает созидание, а истинным гением — человека, позитивно повлиявшего на окружающее общество своими открытиями или произведениями литературы и искусства.
VII. Рассмотрев жизнь и творчество Сальвадора Дали в контексте данной диссертации автор сделал ряд выводов:
— Завуалировано выплескивая свои многочисленные комплексы на полотна Сальвадор Дали частично исцелил себя, по крайней мере до такой степени чтобы на протяжении всей жизни балансировать между здравым смыслом и паранойей.
— Возможным объяснением безнравственного и шокирующего поведения художника может служить то, что он намеренно порочил себя, желая создать вокруг своей персоны некую непроницаемую скорлупу, в которой прятал свою истинную сущность.
— В отношениях со своей музой Галой, Сальвадор Дали сознательно заключил себя в тюрьму, расплачиваясь за свою экстравагантную и роскошную жизнь. Это, возможно, стало для художника, как неким даром, так и карой Господней.
— Сальвадор Дали приобрел мировую известность во многом благодаря сюрреалистическому обществу, но если бы художник вовремя его не покинул, то его творчество осталось бы на уровне бессознательных фрейдистских мотивов и, в последствии, выродилось бы в чистую абстракцию и автоматическую живопись, на уровне Хуана Миро или Андре Массона.
— Придерживаясь аполитичной позиции Сальвадор Дали посвящал свои работы сильным мира сего совершенно беспристрастно, он лишь хотел показать безумие этого мира, которое легче передать на личностях, руководящих людскими массами, нежели на конкретном представителе этой хаотичной массы.
— Творчество, мировая известность и то наследие, которое Сальвадор Дали оставил обществу свидетельствует о том, что он вполне обоснованно присвоил себе титул гениальной личности.
— Проявлениями своей неуемной жадности и жаждой обогатиться любыми способами, Сальвадор Дали — шоумен, существенно испортил репутацию Сальвадора Дали — серьезного живописца.
— Проделав сложный и противоречивый творческий путь, и объявив войну современному искусству, художник посвятил себя возрождению испанского мистицизма и стремлению показать единство Вселенной, изобразив духовность материи, что, по мнению автора, ему с успехом удалось осуществить.
— Интерес Сальвадора Дали к различным наукам был поверхностным и субъективным, но уже то, что ему, в своем творчестве удалось найти точку преткновения науки и искусства, свидетельствует о его гениальности и истинной сюрреалистичности.
— Гениальный живописец Сальвадор Дали внес неоценимый вклад в развитие человечества и постижение сверхреального, благодаря тому, что своим творчеством смог частично показать единение всего сущего и стремление к Абсолюту.
Примечания
1. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991. — С. 331
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.