Dali и наука
Интересоваться наукой Сальвадор Дали начал с раннего возраста, еще не будучи сюрреалистом. Но уже тогда он интуитивно чувствовал, что на его полотнах будут присутствовать все сферы человеческого бытия. Художник будет пытаться передать атмосферу, где «материя лишена своей материальной сущности и до такой степени пронизана духом, что может создавать чистую энергию»1.
Для того, чтобы быть в курсе последних событий в мире науки, Дали выписывал научно-популярный журнал «Сайнтифик Американ». Адвокат художника вспоминает, что он с волнением ждал нового номера, затем внимательно читал его от начала и до конца, обсуждая прочитанное с окружающими. В каталоге выставки 1946 года, состоявшейся в Музее современного искусства, было написано, что «Дали представляет собой плотоядную рыбу... которая плавает между холодными водами искусства и теплыми водами науки»2.
В юношеские годы Сальвадор Дали помимо монографий о художниках, стал интересоваться философией: «Я начал читать философию в шутку, а потом был способен растрогаться до слез. Ни один роман, ни одна пьеса, какой бы драматичной она не была, никогда не могли вызвать у меня слезу, но я рыдал над определением идентичности, которое дал один из философов, не помню, кто именно»3.
Любимыми мыслителями Дали были: Платон, Спиноза, Монтень, Вольтер, Кант. Среди современников художник выделил для себя Мигеля де Унамуно, в частности, его утверждение, что «из собственного глубинного ничто человек черпает новые силы, дабы стремиться быть всем»4.
К Ницше живописец отнесся неблагосклонно: «Это был просто слабак, позволивший себе слабость сделаться безумцем, хотя главное в таком деле как раз в том и состоит, чтобы не свихнуться!»5.
Философия Канта произвела на Дали приятное впечатление: «Самым моим любимым наставником стал Кант, из которого я не понял ровным счетом ничего — и это наполняло меня гордостью и удовлетворением. Я обожал блуждать в лабиринте его рассуждений, которые отзывались во мне небесной музыкой. Человек, написавший такие важные и бесполезные книги, был не иначе как ангелом!»6.
Зигмунд Фрейд стал ключевой фигурой, повлиявшей на творчество Сальвадора Дали. Его теории художник, подобно сюрреалистам, взял за основу своего метода. Именно благодаря трудам Фрейда Дали удалось избежать безумия, сублимируя свои комплексы и неврозы в работах. Дали писал о «Толковании сновидений»: «Этот текст, показался мне главным открытием в моей жизни: я был измучен тисками самокопания, и не только интерпретацией снов, но и всего, что бы не происходило со мной, каким бы случайным оно ни казалось на первый взгляд»7.
Благодаря Сальвадору Дали, Зигмунд Фрейд изменил свое мнение о сюрреалистах. После встречи с художником Фрейд писал Стефану Цвейгу: «До сих пор я был склонен расценивать сюрреалистов — которые, кажется, воспринимают меня в качестве своего святого патрона — как стопроцентных дураков (или давайте, пожалуй, ограничимся, как в случае спирта, цифрой в 95 процентов). Этот молодой испанец с его бесхитростными, фанатичными глазами, а также несомненным мастерством и техническим совершенством, понуждает меня к совсем иной оценке»8.
Точные науки Дали использовал в своей живописи для просчета перспективы и композиции своих работ. В книге «50 магических секретов мастерства» Сальвадор Дали писал о пользе геометрии в живописи: «Я знаю, что художники более-менее романтического склада полагают, будто эти строительные леса математики губительно сказываются на вдохновении, заставляя художника предаваться излишним размышлениям. Можете смело и без колебаний возразить им, что вам не придется утруждать свою голову, так как золотое сечение, которое Лука Пачоли называл «божественной пропорцией», позволит вам воспользоваться теми естественными возможностями, которые этот метод открывает перед вами»9.
Над картиной «Атомная Леда» Дали работал в сотрудничестве с румынским математиком, князем М. Гикой, который помогал ему соблюсти точность пропорций.
На полотнах Сальвадора Дали часто присутствуют цифры, которые являются для художника своего рода символами. Например, на полотне «Битва при Тетуане», цифры написаны вперемешку со сражающимися всадниками. Один из них, сам художник, в складки одежды которого вписана двойка, символизирующая его умершего брата. Рядом скачет его Гала, вместо тела которой написана цифра «X». Такая же «X» изображена на лошади Дали, это является символом того, что Гала защищает художника и движет его вперед.
Сальвадор Дали написал вариацию картины Веласкеса «Менины», заменив персонажей цифрами. В результате получилось число 77758469321 — «магическое число Веласкеса, способное изменить историю искусства»10 — считал живописец.
Взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки потряс Сальвадора Дали настолько, что вывел его на новый рубеж творчества. С этого момента Дали практически прекратил параноидальные самокопания и направил всю свою творческую энергию на исследования мистицизма и ядерной физики, назвав новый период своего творчества «ядерным мистицизмом». Теперь его стала интересовать ядерная и квантовая физика, благодаря которой он покончил со «статичностью» и стал представлять материю в виде частиц.
«Битва при Тетуане», фрагмент; 1923
Он проиллюстрировал это на своих текучих часах, которые превратил в «часы взорванные на 888 частей»11 — «гармоническое число», выбранное Дали после математических вычислений.
Двойственные образы, присутствующие на многих полотнах художника, вылились в интерес к голографии и трехмерному пространству.
В 1971 году, лауреат Нобелевской премии в области лазеров Денис Габор, встречается с Сальвадором Дали чтобы проконсультировать его относительно трехмерных голографических композиций, которые впоследствии были представлены на выставке в Нью-Йорке.
Художник писал стереоскопические картины: одну для левого глаза, вторую для правого. Затем, при помощи зеркал, они становились трехмерными.
В разработке своих картин Дали использовал электрокулярный монокль — устройство, позволяющее передавать изображение при помощи телевизионного сигнала на телескопическую трубу и видеть как предмет, так и его окружение.
Около 1963 года, Сальвадор Дали начинает экспериментировать с трехмерным пространством используя математические теории Джералда Остера, муаровую ткань и оболочку раковины. «Вместе с доктором Остером, — писал Дали, — мы открыли, что микроскопические геометрические структуры муара оказывают на глаз тоже воздействие, что и ЛСД. Таким образом, люди стоящие перед картиной Дали, будут наркотизированы с поистине иезуитским лицемерием — ведь эти структуры невооруженному глазу незаметны, он они оказывают воздействие на те же участки головного мозга, на которые химически воздействует ЛСД»12.
В 1962 году, Сальвадор Дали обедал с Фрэнсисом Криком и Джеймсом Дьюи Уотсоном — исследователями открывшими двойную спираль ДНК. С этого времени структура ДНК начинает присутствовать в работах художника. В ней он видел возможность бессмертия, и даже исследовал пути сохранения своего тела, через замораживание и пересадку ДНК.
«Топологическое похищение Европы. Похвала Рене Тому», 1983
Одним из последних научных увлечений Сальвадора Дали стала теория катастроф математика Рене Тома: «Это самая красивая и эстетичная теория в мире. ...Мне самому очень хотелось поговорить с автором относительно железнодорожного вокзала в Перпиньяне, но я побаивался, что он высмеет меня. Поэтому я дипломатично дождался благоприятного момента, когда оказался его попутчиком в кабине лифта, и сказал: «Уважаемый мсье, вы, наверное, читали мое высказывание о том, что, не будь местности, которая находится между Сальсом и Нарбонном, — то есть Перпиньяна, — не случилась бы изначальная драма континентального дрейфа», — а он ответил: «Не только это; могу вам ручаться, что вся Испания вращается в точности — не приблизительно, а в точности — вокруг того пункта, где располагается сегодня тамошний железнодорожный вокзал»»13.
Сальвадор Дали был художником, а не ученым. Его интерес к науке был поверхностным и субъективным, но уже то, что ему, в своем творчестве удалось найти точку преткновения науки и искусства, свидетельствует о его гениальности и истинной сюрреалистичности.
Подобно художнику, автор, считает искусство выше и нравственней науки. Дали однажды сказал: «В 1948 году на земле есть несколько человек, которые могут сделать атомную бомбу, но нет ни одного, кто мог бы сказать, как готовилась смесь, в которую братья Ван Эйк или Вермеер Делфтский обмакивали свои кисти»14.
Примечания
1. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 206
2. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 468
3. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 116
4. Сальвадор Дали: Альбом / Авт.-сост. Е.В. Завадская. — М.: Изобразительное искусство, 1992. — С. 13
5. Дали С. Дневник одного гения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 15
6. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали рассказанная им самим. / Пер. с фр. Юнко А. — Кишинев: Литературный фонд «Axul Z», 1993. — С. 91
7. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. — М.: Изд-во «Арт-родник», 1998. — С. 115
8. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 324
9. Дали С. 50 магических секретов мастерства. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 177
10. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 40
11. Gomes de la Serna Dali. — Madrid: Espasa-galpe, S.A., 1989. — P. 151
12. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 102
13. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 524
14. С. 50 магических секретов мастерства. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 12
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.