Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность данной темы обусловлена несколькими причинами:
Во-первых, с самого своего возникновения и до сегодняшнего дня сюрреализм, несмотря на его колоссальную значимость для культурного развития общества, рассматривался исключительно как одно из направлений в искусстве. При этом опускался его основополагающий аспект, который в данной диссертации рассматривается как единение науки, искусства и религии посредством сюрреализма, т.е. сюрреализм репрезентируется до сверхреального. Здесь необходимо дать определение одного из основополагающих понятий диссертации — сверхреальности. По определению автора, сверхреальное или сверхреальность — это «вселенская ткань», представляющая из себя нечто запредельное, находящееся в самых глубоких пластах коллективного бессознательного и выступающая как квинтэссенция, объединяющая основные сферы деятельности разумного человеческого существования (науку, искусство, философию и религию).
Во-вторых, как уже было отмечено выше, сюрреализм, как течение в искусстве с самого своего возникновения вызывал к себе повышенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, тематикой, к которой обращались сюрреалисты. Сюрреалисты обратились к тем вопросам, которые были и всегда останутся актуальными для человечества и всех сфер его исследования, будь то философия, искусство или точные науки.
Их уникальность заключается, прежде всего, в субъективном подходе к исследованиям всех сфер человеческого бытия, что обеспечило сюрреалистам необходимый чувственный подход для отражения сверхреального.
В художественном плане сюрреалисты были столь плодотворны, что их деятельность, так или иначе отразилась на всех последующих художественных течениях и видах искусства.
В-третьих, пытаясь показать единение науки и искусства посредством сверхреального, автор обратился к гениальности, и, в частности, к гениям — как к движущей силе цивилизации и научного прогресса.
Несмотря на всю мощь и специфику нынешних научных исследований (огромных лабораторий с большим количеством ученых, совместно исследующих ту или иную проблему), по-настоящему важное для человечества открытие, которое в корне изменит ту или иную область исследований, принадлежит, зачастую, индивидуальному субъекту — гению. Здесь выдвигается гипотеза о том, что гении — это некая проекция сверхреального на объективную действительность, что делает гениальность одной из важнейших проблем для исследования человечества.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Исследование сюрреализма как художественного течения следует рассматривать с двух позиций.
Первая позиция заключается в деятельности непосредственно самих членов сюрреалистического общества.
Сюрреализм как одно из направлений в искусстве возник во Франции в двадцатые годы XX в. и существовал приблизительно до шестидесятых годов. Изначальный костяк группы представлял писателей и поэтов, которые оставили после себя огромное наследие. Это, в первую очередь, работы лидера группы Андре Бретона, написавшего совместно с другими членами группы два важнейших документа, олицетворяющих философию и эстетику сюрреализма — первый и второй манифесты сюрреализма. Также огромный вклад в развитие сюрреализма внесли своими работами Антонен Арто, Филипп Супо, Поль Элюар, Рене Кревель, Сальвадор Дали, Луи Арагон, Роже Витрак и др. Следует отметить, что помимо литературной деятельности наследие сюрреалистов представляет собой множество живописных и графических произведений.
Исследованию сюрреализма в качестве художественного течения посвящено сравнительно большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов.
Исследование философии и методологии сюрреализма отражено в работах таких известных зарубежных исследователей, как Г. Пикон, Ж. Шенье-Жандрон, Р. Лесли, Э. Швинглхурст, Я. Гибсон и др. Часть работ хорошо иллюстрирована и носит биографичный характер (Г. Пикон), в других работах сделан акцент на философскую концепцию сюрреализма (Ж. Шенье-Жандрон).
Исследованию сюрреализма в отечественной литературе посвящены работы Л.Г. Андреева, И.С. Куликовой, В. Мириамова, Д. Смолева и др.
Вторая позиция заключается в исследовании сюрреализма как сверхреальности.
В поисках взаимосвязи между наукой и искусством посредством сверхреального, автор обратился к работам различных ученых и философов, исследующих различные аспекты научного познания. Автор рассмотрел статьи в журналах «Наука и жизнь», «Вопросы философии», «Наука и религия» таких ученых как: М.С. Каган, Ю.И. Кулаков, С.А. Сошинский, А.А. Белый, Е.Л. Фейнберг, А.В. Волошинов, Г. Николаев, Г. Кочемасов, Э. Рипс и др.
Рассматривая гениальность в контексте сверхреального, были проанализированы работы А.И. Савенкова, Ч. Ломброзо, Н.В. Гончаренко, Т. Мейснера, С.Г. Шумана, И.Е. Сироткина, Э. Кречмера, Ф. Гернека, Б.Г. Кузнецова и др. Работы этих ученых можно условно разделить на две категории. Первая представляет собой исследование гениальности как некоего явления в обществе. Во второй категории исследовались непосредственно гении и одаренные личности.
Исследуя творчество Сальвадора Дали с позиции рассмотрения его как гениальной личности, являющейся олицетворением данной диссертации, были рассмотрены работы как самого художника, так и различные монографии, посвященные его творчеству: А.И. Рожина, К. Рохаса, Э. Свинглхарста, М. Этерингтон-Смит, Я. Гибсона, Ramona Gomesa de la Serna и др.
Таким образом, все сферы, которые автор попытался исследовать и объединить (сюрреализм, сверхреальное, гениальность), нуждаются в дальнейших комплексных исследованиях.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
В основе исследования лежит философский и искусствоведческий анализ литературных и художественных произведений сюрреалистов. В различных манифестах и произведениях деятелей сюрреализма прослеживается стремление проникнуть в глубины человеческой психики, используя сновидения и различные психические заболевания.
В связи с этим, методологическую базу исследования составили труды Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. В своей врачебной практике Зигмунд Фрейд использовал метод свободных ассоциаций. Беседуя с пациентом и анализируя его сновидения, Фрейд посредством ключевых символов выявлял причину невроза.
Исследования Карла Густава Юнга связаны с выявлением архетипов и символов в жизнедеятельности различных народов. При исследовании гениальности автор использовал труды Чезаре Ломброзо, связывающего гениальность с психическим заболеванием.
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования данной диссертации выступает сюрреализм как явление в культурной жизни общества. Предметом исследования выступает сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального, отраженный в гениальности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Цель исследования — показать, что сюрреализм является не только ушедшим художественным течением, а сверхреальностью — единением всего сущего и всех сфер человеческого бытия.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
1. Выявить предпосылки возникновения и развития сюрреалистического общества во главе с Андре Бретоном;
2. Проанализировать взаимосвязь науки и искусства посредством сюрреализма;
3. Изучить влияние сюрреалистического течения на развитие современного искусства;
4. Рассмотреть понятие «гениальность» через призму сверхреального и проанализировать влияние гениальных личностей на развитие общества;
5. Исследовать жизнь и творчество испанского живописца Сальвадора Дали в контексте данного труда.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В работе впервые понятие «сюрреализм» репрезентировано до запредельного, находящегося где-то в самых глубоких пластах бессознательного каждого индивида, как «вселенская ткань», пронизывающая все сущее и существующая до появления человечества.
Впервые предпринята попытка представить связь науки и искусства посредством сюрреализма.
Показано, что именно сверхреальность является порождением гениальности — понятия вечного, как само мироздание, а гении — связующим звеном между сверхреальным и объективной реальностью. Гениальная личность представляет собой дар сверхреального, и никакому ученому не подвластно создать гения или установить четкую классификацию гениальной личности.
НАУЧНО — ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результатом работы в плане практической значимости может быть утверждение, что ученым воображение и интуиция настолько же важны, насколько они необходимы художникам и поэтам, вследствие того, что любое существенное научное открытие совершается, как правило, людьми неординарными и сопровождается необычными событиями («сюрреалистическими чудесами»). Это показывает важную роль иррационального, вдохновения в мире науки. Такие научные озарения являются не чем иным, как «объективным случаем» — поиском чудесного в повседневной жизни у сюрреалистов и одной из ниточек, связывающих науку и сюрреализм.
Работа может быть полезна всем интересующимся и занимающимся исследованием сюрреализма и гениальности, а также в практических занятиях по культурологии и искусствоведению при изучении творчества Сальвадора Дали и других сюрреалистов.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ
Материалы и результаты исследования обсуждались автором в выступлениях в ряде научных конференций, в том числе — всероссийской научно-технической конференции «Достижения науки и техники — развитию сибирских регионов» (Красноярск, 2003), на всероссийской научно-технической конференции «Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов» (Красноярск, 2004), на межвузовской конференции студентов и аспирантов (Красноярск, 2004) и на теоретических семинарах кафедры философии гуманитарного факультета.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, двух глав, двух приложений, заключения и перечня цитируемой литературы. Содержание изложено на 179 страницах машинописного текста, список литературы включает в себя 124 наименования.
К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.