ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

На правах рекламы:

смотреть тут

Главная / Публикации / Е.Д. Гальцова. «Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма»

Непризнанные предшественники: к театральному происхождению слова «сюрреализм»

В первом «Манифесте сюрреализма» (1924) Бретон утверждал, что название возглавляемого им движения — «сюрреализм» — восходит к Аполлинеру, который определил пьесу «Груди Тиресия» как сюрреалистическую драму и дал формулу сюрреализма: «Когда человек захотел имитировать шаги, он создал колесо, которое не походило на ногу. Он занимался сюрреализмом, сам того не зная»1. Бретон заимствовал у Аполлинера лишь слово, а не определение, тем более что определение это было уже занято другими авангардистами.

Напомним: впервые прилагательное «сюрреалистический» появилось в программке к спектаклю «Балаган» (1917) Э. Сати, П. Пикассо, Ж. Кокто и Л. Мясина. Программка была написана все тем же Аполлинером, и слово «сюрреалистический» возникло в ней в качестве дифирамбической полемики с той характеристикой, которую дал балету автор либретто Кокто, обобщивший идеи всех создателей балета. Кокто назвал этот балет реалистическим, полемизируя, в свою очередь, с явлениями в современной ему музыкальной жизни. Этот балет стал своеобразным ответом на сказочного «Петрушку» Стравинского и Фокина, а персонажи «Балагана» — китайские фокусники, акробаты, американская девочка — были заимствованы из реальной жизни2. Для Кокто слово «реалистический» не имело терминологического значения, он тем более призывал не искать какого-либо серьезного смысла и в балете «Балаган», в котором сочетались цирк и кабаре. Во время возобновления спектакля в 1920 г. он настаивал: «Не ломайте "Балаган", чтобы посмотреть, что там внутри. Там ничего нет... В "Балагане" нет никакого смысла. "Балаган" — это просто балаган. У "Балагана" нет символа... "Балаган" не кубистское произведение. "Балаган" не футуристское произведение. "Балаган" не дадаистское произведение. <...> В "Балагане" нет ничего возвышенного. "Балаган" прост как "здравствуйте"»3.

Аполлинер оценил балет как бы в превосходной форме — сюрреалистическим, что означало в первую очередь проявление в «Балагане» «нового духа», который он считал характерной чертой современного искусства. При этом слово «сюрреалистический» не являлось для него особым термином и не противоречило понятию «реализм», а лишь усиливало его. Совершенно очевидно, что и для Кокто, и для Аполлинера реализм вовсе не соотносился с миметическим искусством. Так, Аполлинер утверждал, что «кубистские декорации и костюмы Пикассо свидетельствуют о реализме его искусства»: «Речь идет прежде всего о том, чтобы передать [буквально «перевести», «traduire». — Е.Г.] реальность. Вместе с тем это уже не воспроизведение и представление того или иного мотива, но скорее внушение, суггестия посредством некоего анализа-синтеза, охватывающего все видимые элементы и еще нечто большее, может быть, производящего полную схематизацию, которая стремится примирить противоречия, даже в отдельных случаях осознанным отказом от передачи непосредственного вида объекта».

Возникшее по случаю прилагательное «сюрреалистический» играло для Аполлинера важную роль, почти дублируя понятие «новый дух»4. В неопубликованной заметке «Кубизм и "Балаган"» он говорит об эволюции современного искусства в сторону «большого сюрреалистического движения, к которому в живописи принадлежит кубизм, уже столь глубоко изменивший искусства и меняющий в данный момент нравы и общественные институты»5.

Вслед за Аполлинером создавал «сюрреалистические драмы» знаменитый деятель немецкого и французского авангарда Иван Голль. Он опубликовал во Франции в 1922 г. пьесу «Страхование от самоубийства», которую назвал сюрдрамой6. В 1923—1924 гг. вокруг журнала «Новый дух» образовалась группа, противопоставившая себя Бретону: Поль Дэрмэ, Пьер Альбер-Биро, Робер Делонэ, Франсис Пикабиа. По просьбе Георга Гросса и Оскара Кокошки Голль организовал вечер в «Театре комедии на Елисейских Полях», где должна была выступать танцовщица Валешка Герт. Он выпустил афишу, на которой фигурировало выражение «сюрреалистические танцы». Бретон с компанией пришли на спектакль 19 мая 1924 г. и мешали представлению. В результате произошла ссора между Бретоном и Голлем, Голль дал Бретону пощечину. После этого они не общались 20 лет7.

В 1924 г. Голль задумал основать так называемый сюрреалистический театр, где планировал ставить пьесы представителей авангарда — Аполлинера, Альбера-Биро, Маяковского, Штрамма и других8, но это предприятие так и не осуществилось. Тогда же, почти одновременно с публикацией первого «Манифеста сюрреализма» и выходом первого номера бретоновского журнала «Сюрреалистическая революция», Голль вместе с Альбером-Биро выпустил собственный журнал «Сюрреализм» и представил в нем свой «Манифест сюрреализма», где фактически повторил определение Аполлинера, сведя его к простейшей формуле: «Сюрреализм — это самое сильное отрицание реализма»9. Будучи противоположным реализму, сюрреализм Голля отличается сатирической направленностью: сюрреалистический драматург, по его мнению, должен быть прежде всего политиком, причем политиком в прямом смысле этого слова. Группа же Бретона выступала за синтез этики и эстетики, провозглашая особую, «сюрреалистическую», революцию.

Примечания

1. Цитата дана в буквальном переводе: Apollinaire G. Œuvres poétiques.P, 1965. P. 865—866.

2. Cocteau J. Théâtre complet. P., 2003. P. 1571.

3. Ibid. P. 1577.

4. Это понятие, возникшее во французской и бельгийской поэзии рубежа XIX—XX вв., было переосмыслено Г. Аполлинером в 1910-х годах, став обозначением авангардного творчества.

5. Apollinaire G. Œuvres poétiques. P. 665, 866, 868.

6. Строго говоря, первой сюрдрамой Голля была пьеса «Мафусаил, или Вечный буржуа», опубликованная в Германии в 1920 г. Но ее французская версия появилась только в 1923 г. «Страхование от самоубийства» вышло в Париже в 1922 г. (Goll Y. Assurance contre le suicide, surdrame. P., 1922).

7. Yvan Goll, poète européen des Cinq Continents. Saint-Dié des Vosges, 1999. P. 28.

8. Béhar H. Le théâtre dada et surréaliste. P., 1979. P. 100.

9. Goll Y. Mathusalem. Les Immortels. P., 1963. P. 9.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru