ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Е.Д. Гальцова. «Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма»

Глава 3. Театр слова

Вербальное начало играет важную роль в сюрреалистической драматургии, сюрреалисты разрабатывают «театр слова». Но сюрреалистический «театр слова» принципиально отличен от традиции классицистического театра, согласно которой рассказы персонажей заменяли собой действие и обстановки (в классицистическом театре XVII в. декорации были, как правило, очень схематичны и условны). Хотя у сюрреалистов тоже можно встретить случаи классического гипотипосиса, но их больше интересовала не столько способность слова описывать действия и пространство, сколько испытание его возможностей буквально превращаться в действие и становиться действием и пространством, что достигалось посредством различных словесных игр.

Согласно теории сюрреализма, слово обладает магическими свойствами, являясь частью «магического искусства сюрреализма», декларированного Бретоном еще в первом «Манифесте сюрреализма». Полемизируя с недостаточным, на его взгляд, революционным пафосом сюрреализма, Арто критически отмечал: «Я всегда воспринимал сюрреализм как новый вид магии»1. Но это лишь подтверждало изначальные интенции сюрреализма. Будучи причастным к сакральному, означающее может утрачивать стабильность (уподобляться сакральной субстанции наподобие «мана»); сюрреалисты часто разрушали и/или преобразовывали его посредством сопоставления слов и вещей, а также совершая игры со словесной материей.

Но сосредоточенность на слове и словесных играх таила в себе и определенную опасность: не всякая словесная игра может быть сценична. И действительно, лишь немногие сюрреалистические пьесы были сыграны на профессиональной сцене. «Театру слова» сюрреалистов было суждено остаться драмой для чтения.

В этом смысле сюрреалисты следовали за романтической традицией поэтического театра, названного по воле случая Альфредом де Мюссе спектаклем в кресле, а также за французским символистским театром, в центре которого стояло поэтическое слово.

Сначала мы обратимся к особенностям обычных атрибутов театральной пьесы, коими являются ремарки и диалоги, а затем приведем два примера, в первом из которых происходит театрализация метафоры, а во втором — одного-единственного слова.

Примечания

1. Artaud A. Œuvres complètes. P., 1970. T. 1. P. 368.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru