Глава 6. О некоторых аспектах визуального и вербального начал в сюрреализме
История сюрреализма — это «история глаза», если воспользоваться выражением Жоржа Батая, хотя и не точно в том смысле, как в одноименной повести 1928 г., а в том смысле, что визуальность всегда была в центре эстетики французского сюрреализма. То, что мы называли представимостью и даже сценичностью сюрреалистической красоты, обозначает прежде всего соотнесенность со взглядом зрителя или читателя: она его притягивает, интригует, заставляет заниматься интерпретацией или вызывает вереницу ассоциаций.
Сосредоточенность сюрреалистов на зрении отражает глобальную тенденцию культуры XVIII—XIX вв., которую М. Ямпольский назвал дестабилизацией структуры зрения1, ставшей следствием кризиса картезианского субъекта, когда человека мыслящего сменил человек наблюдающий, для которого наблюдение не пассивное созерцание, а активная деятельность, «требующая... безостановочного синтеза рваного потока визуальных образов»2.
Сюрреалисты различными способами претворяли эту тенденцию в художественном и теоретическом творчестве, например возвращали образы к мысли. Так, Поль Элюар говорил: «Образы думают за меня»3. Получается, что поэт-сюрреалист — уже не всевластный творец: он включается в бесконечную цепь зарождения и развития образов и утрачивает возможность управлять теми, кто их воспринимает. Полноправными деятелями процесса оказываются и читатель, и зритель. Процесс смотрения является творческим: «Картины делаются теми, кто на них смотрит», — утверждал художник Марсель Дюшан4.
Примечания
1. Ямпольский М. Наблюдатель: Очерки истории видения. М., 2000. С. 60.
2. Там же. С. 8.
3. Eluard P. Capitale de la douleur, suivi de L'amour la poésie. P., 1966. P. 232.
4. Duchamp M. Duchamp du signe. Ecrits. P., 1994. P. 247.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.