Глава 1. Перипетии истории театральных воплощений сюрреалистической драмы
В процессе формирования группы Бретона в конце 1910 — начале 1920-х годов будущие сюрреалисты проявляли большой интерес к театру и пытались изобрести свой собственный театр, они придумывали для него разные имена. Например, Витрак предлагал назвать театр, который он хотел бы создать, «Театром пожара» (Théâtre de l'Incendie)1, а Арагон собирался опубликовать свои пьесы под обобщающей формулой — «Имбецильный театр» (Théâtre imbécile)2. Оба эти определения со всей очевидностью свидетельствовали о протесте и даже издевательстве сюрреалистов над театральным жанром и в то же время о поисках нового жанра, разрушительного, как пожар, или представлявшего некую параллель клиническим случаям из психиатрической практики. Но ни одно из этих обозначений так и не стало названием новой театральной тенденции, школы или системы. После скандального разрыва с группой Бретона в 1926 г. Витрак и Арто создали свой собственный театр, названный Театр «Альфред Жарри» по имени знаменитого драматурга-авангардиста, кумира сюрреалистов. Имя Альфреда Жарри отсылало к определенной театральной системе, отрицавшей многие традиционные принципы французского театра. Сущность этой системы была воплощена и в пьесах, главный персонаж которых Убю был лишен всякой психологии, и в статьях, где Жарри рассматривал проблемы современного ему сценического искусства, квинтэссенция которых изложена в работе «О бесполезности театрального в театре» (1896). Арто и Витрака привлекал прежде всего антитеатральный пафос высказываний Жарри, за которым стояло стремление создать иной театр. Ссылка на авторитетное для авангардистов имя Жарри была для Арто и Витрака и точкой опоры, и воплощением «чистого листа», с которого они стремились создать свой театр. Вместе с тем имя Жарри обозначало и невозможность краткого концептуального определения новой театральной системы. Впоследствии в книге «Театр и его двойник» (1938) Арто стремился осмыслить сущностную природу театра, восходившего к его изначальной сакральной функции. Так возникли понятия «театр жестокости», «алхимический театр» и «метафизический театр».
Примечания
1. См.: Aragon L. Une Vague de Rêves // Aragon L. Œuvre Poétique. P., 1974. T. 2. P. 246. В определении «Театр пожара» можно увидеть отголоски итальянского футуризма, в частности творчества А. Палацески.
2. См. анонс публикации Арагона «Имбецильный театр. 1 том» (Théâtre imbécile. 1 volume)», опубликованный в № 4 журнала «Littérature» («Литература») (сентябрь 1922 г.).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.