ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Ж. Шенье-Жандрон. «Сюрреализм»

Сюрреализм как интернациональное явление

Нам остается лишь затронуть немаловажный вопрос о распространении сюрреализма за пределами Франции, или о его «встрече» с разного рода авангардистскими течениями мирового искусства. В отличие от дадаизма, который зародился почти в одно и то же время сразу в нескольких городах (Нью-Йорк, Цюрих, Берлин, Кёльн), сюрреализм остается изобретением исключительно парижским, что бы ни говорил Бретон о его международном характере.

В своем историческом обзоре мы обнаружили, что за исключением Бельгии и Югославии (где группы сюрреалистической ориентации или индивидуальные поиски схожей направленности появляются уже в 1920-х гг.) своего рода «взрыв» сюрреалистической активности за пределами Франции приходится в основном на 30-е гг. — однако здесь следует говорить скорее о бесконтрольно распространявшемся пламени, о не поддающемся охвату распылении идей, нежели о каком-то цельном движении. После некоторого спада активности в 40-е и отчасти в 50-е годы уже не было страны, в которой потом не появилась бы какая-либо группировка, причислявшая себя к сюрреалистам. Любопытно, что новые художники и поэты стремились обозначить свою принадлежность к сюрреализму как совокупности тех устремлений, которые воплотились в журналах или текстах группы Андре Бретона, при том что фундаментальное понятие «объективного случая», практика автоматического письма и коллажа, наконец, сама коллективная жизнь группы всегда сопротивлялись сколько-нибудь точному определению. И дело здесь, наверное, не только в бретоновском «экспансионизме»; видимо, сюрреализм занимал в рамках художественного авангарда особое место, связанное, скорее всего, с его уникальным (для авангардного течения) преклонением перед произведениями прошлого и всегдашним интересом к роли желания.

Как подойти к этой проблеме? Нужно ли, с исторической точки зрения, искать здесь пути распространения, направление влияния, нередко взаимного? Или следует ли задать некий ряд теоретических параметров (без которых определение сюрреализма попросту теряет смысл) и проверять, соответствует ли им то или иное движение в той или иной стране? Может быть, стоит, наконец, просто свести сюрреализм к одной из форм подрыва и предположить, что она может «самопроизвольно» возникать в разное время в разных местах? На нынешнем этапе изучения сюрреализма освоены — подчас весьма подробно — лишь некоторые области его бытования. Это те исследования бельгийской ветви движения, которые опубликовала по-французски Жозе Вовель; это посвященные Испании и Португалии монографии Пьера Риваса, или сосредоточенные на сербском сюрреализме изыскания Ханифы Капиджич-Османагич, или работы Веры Линхартовой и Ёсио Абэ о сюрреализме в Японии1.

Примечания

1. Обширные сведения о международном распространении сюрреализма можно найти в кн.: Dictionnaire général du surréalisme et de ses environs. P., PUF, 1982.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru