ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Исследования сексуальности. [Архивы Сюрреализма]

Сеанс пятый. 7, 17 или 27 февраля 1928

Максим Александр, Андре Бретон, Марсель Дюамель, Раймон Кено, М.1, Марсель Нолл, Бенжамен Пере, Жак Превер, Жорж Садуль, Макс Эрнст, Пьер Юник.

МАКС ЭРНСТ. — Прочитав несколько фрагментов из предыдущих сеансов, я бы хотел сказать то, что я думаю о женском оргазме. На мой взгляд, все зависит от того, насколько мы доверяем женской любви. Мне случалось замечать у некоторых женщин настоящий оргазм, который был вызван не самим сексуальным актом, а тем, что следовало после (например, слова).

АНДРЕ БРЕТОН. — Хотел бы заметить, что тем не менее речь идет о констатации феномена субъективного порядка, что некоторые из нас и хотели доказать.

МАКС ЭРНСТ. — Что касается третьего вопроса (одновременный оргазм), то это именно то, чего я всегда желал в любви. Всего лишь раз мне довелось это констатировать, конечно, субъективно, но при этом я испытал самое полное удовлетворение. Вы меня спрашиваете о пропорции — думаю, она составляет 1/2000. У мужчины особая манера испытывать оргазм. Порочные мужчины хотят испытывать оргазм даже после оргазма. Они стараются не эякулировать после первого оргазма. Они задерживают эякуляцию. Это вопрос одной десятой секунды. Я лично испытываю оргазм на несколько секунд раньше, чем происходит эякуляция.

МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Вы испытываете оргазм до эякуляции?

МАКС ЭРНСТ. — Оргазм наступает до эякуляции.

АНДРЕ БРЕТОН. — Своеобразное и субъективное определение оргазма. В тот миг, когда наступает оргазм, эякуляцию невозможно, так сказать, задержать.

МАКС ЭРНСТ. — Это одна из самых искаженных проблем нашей эпохи. Сознание позволяет определить наиболее благоприятный момент.

АНДРЕ БРЕТОН. — Тем не менее, вам это удалось лишь один раз из 2000.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Я считаю, что оргазм наступает лишь при эякуляции.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Оргазм наступает до эякуляции, но не может произойти без эякуляции.

МАКС ЭРНСТ. — Вопрос физиологический. Констатирую, что у меня с Максимом Александром разная физиология.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Для меня оргазм без эякуляции немыслим.

МАКС ЭРНСТ. — Единственное физиологическое исключение — это сон. Во сне эякуляция и оргазм совпадают.

АНДРЕ БРЕТОН. — Не согласен.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — II я не согласен.

РАЙМОН КЕНО. — Согласен.

МАКС ЭРНСТ. — Что касается одновременности оргазма и эякуляции во сне, то я заметил, что у меня бывает оргазм без эякуляции, но если происходит эякуляция, то она всегда сопровождается оргазмом.

АНДРЕ БРЕТОН. — Хотел бы я знать, каким образом вы оцениваете свой оргазм, доверяясь такому ненадежному фактору, как сновидение.

МАКС ЭРНСТ. — Во всяком случае, мне всегда казалось, что я просыпался в момент оргазма, что сопровождалось эякуляцией.

АНДРЕ БРЕТОН. — По-моему, это просто иллюзия. Из собственного опыта я знаю, или полагаю, что знаю, что я просыпаюсь сразу после окончания эякуляции. Это зависит от состояния члена в этот момент — у меня появляется ощущение влажности — холодное или горячее.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ, МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — По-моему, это не так.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — У меня несколько раз было впечатление, что между оргазмом и эякуляцией проходила какая-то доля секунды.

АНДРЕ БРЕТОН. — Ты считаешь, что эякуляция заканчивается в момент пробуждения?

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Нет, пробуждение наступает в момент эякуляции.

МАКС ЭРНСТ. — Я, напротив, эякулирую, испытываю оргазм в тот миг, когда сон разрушается, в тот миг, когда я просыпаюсь.

РАЙМОН КЕНО. — Мне кажется, что я просыпаюсь перед самой эякуляцией или же я вовсе не просыпаюсь.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Я просыпаюсь только после эякуляции.

АНДРЕ БРЕТОН. — Я повторяю, что, учитывая как мало следует доверять памяти сновидений, а также противоречивость ваших впечатлений, нам не стоит продолжать эту дискуссию.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — Каждый раз, когда я просыпался, я просыпался от воспоминания оргазма.

АНДРЕ БРЕТОН. — Позвольте заметить, что нечто другое прерывает эякуляцию в момент пробуждения, а именно то, что в этот момент оргазм прекращается, и если бы он продолжался, то мы бы получили ценнейшие сведения о связи между сновидениями и реальностью.

МАКС ЭРНСТ. — Я сказал, что у меня оргазм обычно наступает в момент разрушения сна. Сон замещается желанием оргазма. Происходит эякуляция. Недавно у меня произошла эякуляция в обстоятельствах, не характерных для моей физиологической конституции и моей психологии любви. Во сне я совокуплялся с мужчиной и проснулся в момент оргазма. В этот момент я подумал о сложностях, сопряженных с фактом совокупления с одетым мужчиной, сидящим у меня на коленях. К тому же это был совершенно определенный господин, которого я не хочу называть. Я продолжал (испытывать оргазм) в состоянии бодрствования вплоть до момента эякуляции. Кстати, этот человек вызывает у меня физическое и моральное омерзение, и вообще отвратителен мне во всем.

АНДРЕ БРЕТОН. — Из слов Макса Эрнста следует, что сон может смениться желанием оргазма. Мне интересно знать, о каком желании может идти речь во сне и в том состоянии особого замешательства, которое возникает сразу при пробуждении. С другой стороны, мне кажется, что рассказ Макса Эрнста ставит только один вопрос, а именно относительно феномена инкубы относительно мужчин и суккубы относительно женщин.

РАЙМОН КЕНО, МАРСЕЛ НОЛЛ. — Точно и справедливо.

МАКС ЭРНСТ. — Я считаю, что мужчина может во сне оказаться суккубой.

АНДРЕ БРЕТОН. — Это как если бы инкуб ошибся адресом.

МАКС ЭРНСТ. — Совершенно верно.

РАЙМОН КЕНО. — Я хотел сказать, что я не думаю, что у меня эякуляция происходила во сне без сопутствующего желания мастурбировать. И наоборот, мне кажется, что мне случалось испытывать во сне оргазм без эякуляции.

МАКС ЭРНСТ. — Согласен.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Перед тем, как заснуть, мне часто случалось думать, что во сне может наступить оргазм. Однако чаще всего оргазм не наступал.

АНДРЕ БРЕТОН. — Согласен с Кено. Я уверен, что во сне оргазм может наступить без эякуляции.

МАКС ЭРНСТ, МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — Я тоже.

АНДРЕ БРЕТОН. — 2. Повторяю свой вопрос о желании мастурбировать или о каком-нибудь другом желании, которое может сформироваться во сне. 3. К моему великому сожалению, я не верю в возможность воссоздать во сне последовательность образов или желаний, которые возникают в состоянии бодрствования. Я это часто пробовал.

РАЙМОН КЕНО. — В тот момент, когда возникает желание мастурбации, сон прекращается и переходит в бодрствование. Когда же оргазм происходит во сне, то сон не прекращается и эякуляция может и не произойти.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — Эякуляция может произойти и без оргазма.

МАРКС ЭРНСТ, АНДРЕ БРЕТОН. — Возражаю.

АНДРЕ БРЕТОН. — Если при выходе из сна испытывается желание мастурбировать, то это значит, что во сне такого желания не было. Готов ли Кено признать теорию, жалкую, на мой взгляд, по которой трение о простыню или любая другая физическая причина может вызвать физический оргазм, с эякуляцией или без?

РАЙМОН КЕНО. — Готов.

АНДРЕ БРЕТОН. — Материализм.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЭЛЬ, БЕНЖАМЕН ПЕРЕ, МАКС ЭРНСТ МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — (Протестуют вместе с Бретоном).

МАКС ЭРНСТ. — Антисюрреализм.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Если мы ставим себе вопрос о желании мастурбировать до сна, то мы оказываемся вне вопроса, который только что обсуждали. Я считаю, что подобное желание не может вызвать ни оргазма, ни эякуляции.

МАКС ЭРНСТ. — Я считаю, что мы несколько отошли от сути вопроса. Пробуждение и разрушение сна не обязательно совпадают. Пробуждение, т.е. переход подсознательного желания в осознанное желание, вовсе не ставит под вопрос реальность самого феномена оргазма. У меня явления, происходящие в сознании и в подсознании, часто смешиваются так ловко, что я не могу их различить. Я предпочитаю вернуться к проблеме совпадения оргазма и эякуляции. Констатация того, что я одновременно эякулировал и испытал оргазм в состоянии, которое я считаю состоянием бодрствования, доказывает существование состояния, которое не относится ни к одному, ни к другому и которое можно назвать сюрреалистическим состоянием.

АНДРЕ БРЕТОН. — Наши разногласия по этому вопросу происходят из того факта, что одни считают свою память неполноценной, другие нет. Это вопрос о сновидениях, а не о сексуальности.

РАЙМОН КЕНО. — Когда и при каких обстоятельствах здесь присутствующие потеряли невинность? Пере?

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Примерно в 12 или 13 лет с моей маленькой соседкой. Наши квартиры сообщались через балконы. Мне достаточно было перелезть через разделявшую их решетку, чтобы оказаться в комнате этой молодой особы. Моя первая попытка оказалась неудачной и потребовала от меня неимоверных усилий.

РАЙМОН КЕНО. — Юник?

ПЬЕР ЮНИК. — Не помню.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Меня удивляет, что Юник не может вспомнить обстоятельства и возраст. Это было не так уж давно!

АНДРЕ БРЕТОН. — Предлагаю больше не обращаться к Юнику с вопросами в течение всего сеанса.

Общее согласие.

ПЬЕР ЮНИК. — Я хотел сказать, что я не помню.

ВСЕ. — Это неправда.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — В 16 лет. С женщиной, которую я встретил на бульваре Мадлен. Она повела меня в отель-бордель на улице де Сез. Я помню, что испытал ужасное разочарование.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Первая сексуальная неудача только обострила мое желание.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Мне было 18 лет. Мы с моим другом, который был чуть старше меня, встретили женщину. Пошли с ней в парк. Стали ее лапать. Я очень возбудился. У меня не было комнаты. Мы пойти в комнату моего друга. Я первый переспал с ней. Была сильная гроза. После меня с ней переспал мой друг. Я восхищался потенцией моего друга в сравнении с моей. Я был слишком возбужден или взволнован, чтобы понять, что я испытал — разочарование или удовлетворение. Но помню, что я испытал самое примитивное чувство — радость начала.

ПЬЕР ЮНИК. — Отказываюсь от своего первого заявления. Мне было лет 15 или 16. Это случилось в борделе. Я ходил в бордель всего четыре или пять раз, и после этого больше никогда туда не возвращался.

АНДРЕ БРЕТОН. — И тем не менее мне кажется странным, что вы не испытали никакого эмоционального шока после такого события.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — Странно, что это не вызвало у Юника усиленной работы памяти.

Согласие Макса Эрнста.

МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Согласен.

АНДРЕ БРЕТОН. — Если Юник согласится с нами, мы снимем...2

ЖАК ПРЕВЕР. — Я потерял невинность в 13 лет с женщиной в одном отеле-борделе, недалеко от лицея Фенлон. С отвратительной женщиной (на стене маленькой кнопкой была приколота открытка с портретом Карпантье3). Впечатление...

МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Мне было 20 лет. На какой-то свадьбе после перемирия я познакомился с дальней кузиной. Она жила в Париже, из-за чего, собственно, я ее и выбрал.

Приехав в Париж первый раз в 1920 (?) году, я пришел к ней. Крайняя робость, ужасное чувство неловкости. На следующий день — блаженство.

РАЙМОН КЕНО. — 18 марта 1919 года я прогуливался в районе дез Аль в Гавре. Ко мне пристала женщина с зонтиком, шел дождь. Я пошел с ней, мне очень хотелось с ней переспать, если можно так выразиться. Она даже не разделась, что мне очень не понравилось, но в глубине души я остался доволен.

МАКС ЭРНСТ. — 15 лет 1 месяц и 3 дня, 14 мая 1906 года. Внешние обстоятельства были интереснее, чем в предыдущий раз. Мне очень нравилась одна женщина, ее звали Альма, мы были в лесу. Я испытал некоторое разочарование в сравнении с предшествующими мастурбациями (в плане воображения), но и огромное физическое и моральное наслаждение. В то время у меня был друг, который имел на меня очень большое влияние4: представьте мое удовольствие, когда я объявил ему о том, что произошло.

ЖОРЖ САДУЛЬ. — 17 или 18 лет. Июль, поле за городом, в заросшей травой яме, с молодой девушкой, с которой я встречался уже несколько месяцев. Она тоже была девственницей. Очень неприятное ощущение, скорее всего именно оттого, что она оказалась девственницей.

М. — 18 лет. Знакомая. Эта женщина была подругой любовницы моего приятеля. Без особого отвращения, но почти разочарование.

АНДРЕ БРЕТОН. — 19 лет. С молодой машинисткой из агентства УНДЕРВУД, которая жила в Обервилье (я жил в Пантане). Мы занимались любовью в отеле на улице де л'Арп. Всю ночь я мучился мыслями о своих физических возможностях, хотя и переспал с ней четыре раза. Тем не менее испытал восхитительное ощущение, хотя в 8 часов утра со мной случился ужасный приступ аппендицита5, и меня отвезли в больницу.

Помимо первого раза, какое последующее сексуальное приключение произвело на вас самые сильные впечатления?

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Самое сильное впечатление я испытал в борделе, мне было 20 или 21 год. Воскресный вечер. Женщина штопала свои черные чулки. Я переспал с ней три или четыре раза (подряд). Я не могу сказать, почему в тот раз это оказалось особенно важно.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — Однажды ночью я спал с женщиной, которую любил, и мне показалось тогда, что я мог бы заниматься любовью бесконечно.

ЖОРЖ САДУЛЬ. — 1. Второй раз это было с той же женщиной, что и первый раз. Это произошло в комнате. Я помню ощущение полной свободы. 2. С женщиной, которую я безгранично любил и желал, у меня не получилось, я сильно укусил ее нижнюю губу. Потом мы вышли и провели час в деревне, ничего не говоря и ничего не делая.

МАКС ЭРНСТ. — Ночь после того, как мне не удалось переспать с женщиной, которую, мне казалось, я безумно любил, но, увидев ее вновь, убедился в своем глубоком заблуждении (1921).

РАЙМОН КЕНО. — Первый раз, когда я провел с женщиной всю ночь. Я думаю, во мне говорило тщеславие.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Я помню тот день, когда это произошло то ли на кухне, то ли в туалете (я был бы редкостным болваном, если бы с точностью помнил, где это произошло), мне все время было то ли страшно, то ли приятно от мысли, что кто-нибудь мог прийти.

ЖОРЖ САДУЛЬ. — Я бы хотел внести поправку. Второе воспоминание было гораздо сильнее.

МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Это произошло в доме свиданий. Я страшно устал, встретил какую-то женщину, переспал с ней, обнаружил, что она была нездорова. Это меня так возбудило, что я переспал с ней еще раз, и в этот момент понял, каким образом мне больше всего нравится заниматься сексом.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Я колеблюсь между двумя воспоминаниями. Первое воспоминание: однажды я переспал в парке де Просэ в Нанте с женщиной, с которой познакомился накануне. Второе: в ночь на 14 декабря 1925 года, я переспал с женщиной, с которой я познакомился незадолго до этого. Она была совершенно пьяна.

АНДРЕ БРЕТОН. — Мое воспоминание касается нескольких моментов бессилия, причем несколько раз это произошло почти сознательно, с женщинами, в которых я был влюблен. Первый раз мы были в поле, в Нанте, и мне не хотелось заниматься любовью в поле. Последний раз — в номере отеля в Лионе, и тогда мне хотелось заниматься любовью в этот момент и в этой комнате.

МАКС ЭРНСТ. — Вы моногам? То есть, считаете ли вы, что на свете существует одна предназначенная вам женщина?

АНДРЕ БРЕТОН. — Конечно.

МАКС ЭРНСТ, ЖОРЖ САДУЛЬ, МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Да, несомненно.

ПЬЕР ЮНИК. — Да. (С сомнением).

РАЙМОН КЕНО. — Нет, никогда. (С волнением). Ни одна женщина не сможет меня ни удовлетворить, ни превратить меня в моногама. К черту!

АНДРЕ БРЕТОН. — Протестую против последнего слова.

МАКС ЭРНСТ. — Я тоже.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — (Мнение Кено6).

АНДРЕ БРЕТОН. — Я считаю, что это самое абсолютное отрицание любви.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ, МАРСЕЛЬ НОЛЛ, МАКС ЭРНСТ. — (Согласны7).

РАЙМОН КЕНО. — Не вижу почему.

АНДРЕ БРЕТОН. — Тем хуже для вас. Это мой ответ на ваше восклицание.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Всю свою жизнь я любил и люблю только одну женщину.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Превер?

ЖАК ПРЕВЕР. — Абсолютно, полностью моногам с большой буквы.

МАКС ЭРНСТ. — Позвольте уточнить. Моногам прежде всего означает: «Верите ли вы в судьбу?» Если вы сюрреалист, то вы верите и судьбу.

АНДРЕ БРЕТОН. — Протестую против последней фразы.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Можно сказать яснее: «Встретили ли вы предназначенную вам женщину?» Я ее встретил.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — Я считаю, что на этот вопрос невозможно ответить.

ВСЕ. — Почему?

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — (Молчание).

РАЙМОН КЕНО. — Я еще ни разу не встретил женщину, вместе с которой я мог бы жить. Может быть, это еще случится, хотя я убежден, что никогда ее не встречу.

ЖАК ПРЕВЕР. — На это трудно возразить.

АНДРЕ БРЕТОН. — Я возражаю!

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Я тоже.

АНДРЕ БРЕТОН. — Я не знаю, встретил ли я эту женщину. Если я ее встретил, то она для меня не потеряна. Если нет, то я уверен, что встречу.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Я встретил эту женщину, и уверен, что потерял ее.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Я еще не встретил, но всеми фибрами души надеюсь встретить ее.

РАЙМОН КЕНО. — Приветствую оптимизм Пере.

АНДРЕ БРЕТОН. — Сочувствую пессимизму Кено.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Это единственное проявление моего оптимизма.

МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Я абсолютно уверен в том, что встречу ее. Все, что я делаю, я делаю в надежде на эту встречу.

ЖОРЖ САДУЛЬ. — Я думаю, что я эту женщину встретил и потерял. Моя единственная надежда — найти ее в другой. (Не могу выразиться точнее.)

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Продолжая определение Нолла, скажу, что все, что я делаю, я делаю из-за этой потери.

МАКС ЭРНСТ. — Мне интересно, как некоторые из вас еще живы. Например, Кено. Я готов им всем подарить по веревке.

РАЙМОН КЕНО. — Я готов умереть за любовь или за революцию, но я прекрасно знаю, что не встречу ни одну, ни другую.

АНДРЕ БРЕТОН. — Выступление типично антиреволюционное и типично антилюбовное.

ПЬЕР ЮНИК. — Я не думаю, что можно говорить о позитивизме в связи с тем, что сказал Кено.

РАЙМОН КЕНО. — Любая вера в жизнь, мне кажется антисюрреалистической.

АНДРЕ БРЕТОН. — В таком случае, я против сюрреализма в том виде, в каком его понимает Кено.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Я полностью согласен с Бретоном, это единственный смысл, который я придаю сюрреализму.8

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Я стою на противоположной с Кено точке зрения.

АНДРЕ БРЕТОН. — Возможно, что вопрос плохо поставлен. Речь идет не о вере в жизнь. На это в какой-то степени отвечает наш нонконформизм; тем не менее, если в жизни есть одна единственная вещь, на которую для нас не существует запрета, то это любовь.

ЖАК ПРЕВЕР. — Возражаю.9

МАКС ЭРНСТ. — И надежда на чувство.

ЖАК ПРЕВЕР. — Ничего нет — это все, что я хочу сказать.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Дадаизм.

ЖАК ПРЕВЕР. — Черт10!

АНДРЕ БРЕТОН. — Я еще раз возражаю против такой манеры вести дискуссию.

ПЬЕР ЮНИК. — Я возражаю против слова «дадаизм». Это слишком легко.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — В таком случае, я дадаист в противоположность Пере.

АНДРЕ БРЕТОН. — Я полностью поддерживаю Пере. То, что он сказал, — тонко и абсолютно справедливо.

Согласие Макса Эрнста и Максима Александра.

РАЙМОН КЕНО — Возражаю. Оптимизм, царящий среди некоторых сюрреалистов, меня поражает; что же касается меня, то меня все приводит в отчаяние. Но чтобы ответить...

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Опять Дада!

РАЙМОН КЕНО. — ... на обвинение в дадаизме, то и сюрреализм, и любовь, и революция мне кажутся самым лучшим, что есть в мире.

МАКС ЭРНСТ. — Я констатирую вопиющее противоречие в словах Кено...

ПЬЕР ЮНИК. — Вовсе нет.

МАКС ЭРНСТ. — ... который, с одной стороны, поддерживает буржуазный скептицизм, противостоящий любви (что для меня равнозначна революции), ас другой стороны, довольно оптимистично полагается на любовь.

РАЙМОН КЕНО. — То, что, с одной стороны, меня обвиняют в буржуазном скептицизме, а с другой, в некотором оптимизме по отношению к любви, мне кажется в какой-то степени признанием в доверии к буржуазной логике.

АНДРЕ БРЕТОН. — Интересно, какую логику Кено предлагает вместо буржуазной?

РАЙМОН КЕНО. — Никакую.

АНДРЕ БРЕТОН. — Как же вы можете без логики отвечать на подобный вопросник?

РАЙМОН КЕНО. — Благодаря определенному доверию людям, которых я, без всякого сентиментализма, считаю своими друзьями.

АНДРЕ БРЕТОН. — Это невозможно.

РАЙМОН КЕНО. — Я понимаю дружбу так же, как любовь. Я вполне представляю себе любовь вне какой-то судьбы, которую мне хотят навязать.

МАКС ЭРНСТ. — Кто хочет навязать? Бог?

РАЙМОН КЕНО. — Я этого не знаю. Мне задают вопросы о судьбе в любви, которых я не понимаю и не хочу понимать.

АНДРЕ БРЕТОН. — Это опять вопрос лексики: «судьба» вместо чего-то другого. Считает ли Кено, что цель любви — любовь во имя любви или любовь к другому существу?

РАЙМОН КЕНО. — Для меня — это любовь к другому существу.

МАКС ЭРНСТ. — Противоречиво.

АНДРЕ БРЕТОН. — Это существо есть реально существующий человек.

РАЙМОН КЕНО. — Не сомневаюсь. Я, конечно, никогда его не встречу.

ПЬЕР ЮНИК. — Мне кажется, что эта точка зрения никак не запятнана позитивизмом.

АНДРЕ БРЕТОН. — Никто не обвинял Кено во всеобъемлющем позитивизме, ему только ответили на его обвинение в оптимизме, возможно, высказанном несколько необдуманно.

МАКС ЭРНСТ. — Что вы думаете о браке, Пере?

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Это меня мало интересует. Иногда я думаю, что такое может со мной случиться. Я не вижу разницы между браком и свободным союзом. Само собой разумеется, что если любимая женщина попросит меня жениться на ней, я это сделаю без колебаний.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — Мне кажется, что о браке можно говорить лишь как о социальном институте. Брак меня интересует наравне с любым другим социальным феноменом.

ЖОРЖ САДУЛЬ. — С точки зрения юридической брак меня совершенно не интересует.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР, МАРСЕЛЬ НОЛЛ, РАЙМОН КЕНО, АНДРЕ БРЕТОН. — Согласны.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Ставлю вопрос о ревности и о собственности в любви. Пере?

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Я допускаю ревность со стороны женщины. Что до меня, то я скорее порицаю это чувство. Я плохо понимаю идею собственности.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — Я абсолютно возражаю против идеи собственности в любви. Иногда, на какую-то долю секунды, я могу оказаться жертвой ревности. Это, скорее, физическое чувство. Мысль о том, что женщина, которую я люблю, может испытать физическое влечение к другому мужчине, меня не волнует, с оговоркой на мое предыдущее высказывание.

ПЬЕР ЮНИК. — Мне кажется, что ревность сильно отличается от собственности в любви. Я категорически против собственности в любви, но, несомненно, могу страдать от ревности к любимой женщине.

АНДРЕ БРЕТОН. — Иными словами, вы поддерживаете идею собственности в любви.

ПЬЕР ЮНИК. — Нет, поскольку я никоим образом не могу, так сказать, требовать от женщины верности. Но тем не менее мне кажется, это не исключает того, что мы можем испытать чувство ревности.

МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Не думаю, что я подвержен ревности в том смысле, в каком ее понимает Александр. Когда женщина меня бросает, мне остается лишь смириться и обуздать охватывающие меня при этом чувства.

ЖОРЖ САДУЛЬ. — Допустим, вы влюбились в женщину, которая любит другого.

МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Такого со мной еще не случалось.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — Я не задаю себе вопросов ни о ревности, ни о собственности в любви. Они возникают у меня лишь постольку, поскольку жизнь несовершенна.

ПЬЕР ЮНИК. — Я бы хотел заметить Ноллу, что, если он говорит о смирении, значит, он испытывает чувство ревности.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ, АНДРЕ БРЕТОН. — Никакой связи!

АНДРЕ БРЕТОН. — Я совершенно не подвержен ревности. Ревность женщины вызывает у меня досаду, не более того. Что же касается идеи собственности в любви, то это чуть гнуснее, чем любая другая собственность.

Что думает Макс Эрнст о совместной жизни с любимой женщиной?

МАКС ЭРНСТ. — Совместная жизнь возможна только с любимой женщиной. Я думаю, что долгая совместная жизнь с женщиной вовсе не ослабляет любовь, учитывая, что на «вопрос о моногамии» я ответил положительно.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Каждый раз, как я влюблялся, я надеялся па совместную жизнь и даже пытался это сделать.

МАРСЕЛЬ ДЮАМЕЛЬ. — Согласен с Максом Эрнстом.

АНДРЕ БРЕТОН. — Какую роль для Садуля играет физическая красота женщины?

ЖОРЖ САДУЛЬ. — Я не думаю, что женщина, которую я могу любить, обязательно должна быть красивой.

МАКСИМ АЛЕКСАНДР. — В любви такой вопрос даже не возникает.

РАЙМОН КЕНО. — Я беру женщин такими, какие они есть.

МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Красота — вещь субъективная. Любимая женщина всегда красива.

ПЬЕР ЮНИК. — Мне любимая женщина всегда кажется красивой.

АНДРЕ БРЕТОН. — Речь не об этом.

МАКС ЭРНСТ. — Мы слишком одержимы красотой (для меня — это Венера Милосская), чтобы субъективное восприятие красоты могло быть решающим фактором в сексуальности.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Меня во внешнем облике женщины всегда привлекает какая-нибудь черта, особенно меня трогающая. Обычно этого достаточно, чтобы она казалась мне красивой.

АНДРЕ БРЕТОН. — Я не считаю, что мы обсудили этот вопрос. Физическая красота женщины — это самое важное, что есть в мире. Она может, как никто иной, воплощать в себе все самые главные для меня моральные качества, но достаточно одной физической детали, которая мне не нравится, чтобы она перестала для меня существовать.

МАКС ЭРНСТ. — Может ли вас привлечь женщина очень красивая, но подлая морально и интеллектуально?

АНДРЕ БРЕТОН. — Естественно, что нет, но мне было бы интересно узнать ее с моральной и интеллектуальной стороны, тогда как менее красивая женщина не вызовет во мне такого любопытства.

МАКС ЭРНСТ. — В таком случае, красота играет основную роль в качестве отправной точки?

АНДРЕ БРЕТОН. — Конечно.

БЕНЖАМЕН ПЕРЕ. — Конечно.

Примечания

1. [ Участник, обозначенный этим инициалом и оставшийся неизвестным (может быть, это Макс Мориз), высказался лишь один раз.]

2. [Фраза в рукописи осталась незаконченной. Может быть, Бретон шутливо предложил на этом условии вернуть Юнику право слова, которого его лишил несколько минут назад.] (J.P.)

3. [Знаменитый французский боксер того времени.] (J.P.)

4. [ Никаких сведений о личности этого друга.] (J-P)

5. [Зачеркнуто: то ли желания.]

6. [ Следует полагать, что Дюамель разделяет мнение Кено.] (J.P.)

7. [ Пере, Нолл, Эрнст присоединяются к точке зрения Бретона.] (J.P.)

8. [Зачеркнуто: РАЙМОН КЕНО. — В таком случае, речь идет не о жизни.]

МАРСЕЛЬ НОЛЛ. — Сюрреализм всегда был не чем иным, как смыслом жизни.]

9. [Превер хочет сказать, что он присоединяется к позиции Кено.] (J.P.)

10. [Зачеркнуто: Можешь подтереться своим Дада.]

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru