ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Д. Хопкинс. «Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение»

Оскорбление священников на улице и другие фотоповоды: сюрреалистическая пресса

Выпуск сюрреалистического журнала La Révolution Surréaliste декабря 1926 года содержит безобидную, казалось бы, фотографию двух человек, один из которых обращается к другому, с напечатанным под ней поразительным заголовком: «Наш коллега Бенжамен Пере в момент оскорбления священника» (рис. 8).

Изображение выглядит повседневной, невыразительной фотографией, однако ее окружают стихи поэта-сюрреалиста Бенжамена Пере, одно из которых высмеивает «Чикагский евхаристический конгресс», где «все спешат к божественным экскрементам и священному плевку». Очевидно, что изображение представляет собой не случайный снимок, а ситуацию, намеренно созданную, чтобы усилить богохульное сообщение, которое несли стихи. Таким образом, оно зафиксировало своего рода перформанс. Разумеется, с Пере был фотограф, запечатлевший его действие.

Это хороший пример того, как сюрреалистические журналы использовали фотографию. В основном мы будем рассматривать La Révolution Surréaliste (1924—1929), Le Surréalisme au Service de la Révolution («Сюрреализм на службе революции») (1930—1933) и Minotaure (1933—1939), хотя по ходу книги я также буду обращаться к Documents (1929—1930), журналу сюрреалистов, окружавших Жоржа Батая. Фотографии, которые публиковали эти издания, варьировались от постановочных студийных фото, сделанных официальными фотографами сюрреализма, Мэн Рэем и Жаком-Андре Буаффаром, до просто взятых из других источников. Эти изображения помещались в контекст научных статей, литературных эссе, записанных сновидений и т. д. и часто привлекали не меньше внимания, чем репродукции картин сюрреалистов. Общий вид журнала был гораздо умереннее, чем у изданий дадаистов, таких как «391» Пикабиа, свободно экспериментировавших со шрифтами. Прототипом оформления La Révolution Surréaliste был La Nature («Природа»), важный научный журнал XIX века.

Используя сухой стиль оформления, который заставлял фотографии выглядеть документами или свидетельствами, сюрреалисты заявляли о своей приверженности исследовательскому процессу, систематической попытке сопоставить участь человека с «принципом реальности». Журналы, таким образом, следует рассматривать как особые трибуны сюрреалистической идеологии.

В случае с фотографией Пере изображение было связано с ярой антикатолической установкой сюрреалистов. Многие из них были воспитаны в религиозном духе, и, наряду с отвращением к его морализму, испытывали ужас от заключенного в начале 1920-х годов во Франции альянса между партиями правого крыла и католическими организациями: сначала при правительстве партии Bloc National, а затем, после 1924 года, во время правления альянса радикалов и социалистов. Особую враждебность сюрреалистов вызывал прокатолический настрой французских интеллигентов середины 1290-х годов, таких как Жан Кокто. Их отношение к этим тенденциям зафиксировано фотографией на обложке номера La Révolution Surréaliste за июнь 1926 года. Она изображает толпу людей, глядящих в небо, и подписана: «Новообращенные». Снимок был позаимствован у малоизвестного тогда и знаменитого сегодня фотографа Эжена Атже, специалиста по документальной фотосъемке Парижа, которого Мэн Рэй «открыл» в старике, жившем по соседству. Фотография Атже, снятая в 1912 году, была лишь свидетельством о затмении, но сюрреалисты поступили в своем духе, наполнив снимок собственным смыслом.

Сюрреалисты использовали фотографию для усиления своих социальных и политических заявлений. В одном, особенно выдающемся случае фотографии вновь были позаимствованы, на этот раз из неизвестного источника. Это были две анонимные фотографии сестер Папен, подписанные «До» и «После», перепечатанные журналом Le Surréalisme au Service de la Révolution в мае 1933 года.

Сестры Папен совершили одно из самых жутких и сенсационных преступлений, поразивших Францию начала 1930-х. Текст в том же самом журнале, в разделе, посвященном fait divers, или необычайным происшествиям, сообщал о том, как эти буржуазные молодые леди, которых маменька устроила работать в респектабельную семью Ланселен, возненавидели своих работодателей и убили их с ритуальной жестокостью, вырвав глаза и разбив головы.

С одной стороны, двойная фотография сестер, на которой было видно необыкновенное изменение их лиц, отвечала восхищению сюрреалистов «судорожной красотой» — физическим переворотом, связанным с необыкновенным визуальным феноменом, речь о котором пойдет позже. С другой — жестокий ответ на подчинение чужой власти, который олицетворяло преступление сестер, вызывал сочувствие сюрреалистов. Полагая, что общепринятая мораль часто служит лишь прикрытием для трусости, сюрреалисты благоговели перед некоторыми из преступников. В самом первом выпуске La Révolution Surréaliste, к примеру, они поместили свои лица вокруг фотографии Жермены Бертон, анархистки, убившей Мариуса Плато, лидера ультраправой организации. Таким образом, изображение сестер Папен пробуждало в сюрреалистах (как и в дадаистах) весь спектр убеждений вокруг проблемы взаимоотношений морали и преступления.

Помещая в своих журналах тексты рядом с фотографиями, сюрреалисты высказывались, сложно и иронически, на злободневные темы. Это вновь говорит нам о том, что сюрреализм даже в большей, чем дадаизм, степени был так же заинтересован в жизни, ее общественном и этическом измерениях, как и в эстетике. Однако ни сюрреалисты, ни дадаисты никогда не ограничивали круг волнующих их социальных проблем только «официальным» измерением общественной жизни. Как показывает интерес сюрреалистов к сестрам Папен, или пародийное заигрывание дадаистов с коммерцией, они стремились иметь дело со всем спектром общественных знаний и событий. Хотя большинство дадаистов и сюрреалистов происходили из среднего класса, их очень привлекала массовая культура, или то, что во Франции называют populaire.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru