ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

На правах рекламы:

Не знаете, сколько стоит тренажер велосипед для дома, цена будет разумной на fazasporta.com.

расходомер ультразвуковой прайс

Главная / «Сюрреализм — это Я!» / История сюрреализма

Сюрреализм — история бессознательного

Корни сюрреализма

Словом «сюрреализм», корни которого обнаруживаются во французском языке (surrealisme — сверхреализм), принято называть направление в художественном мире, сформировавшееся в начале 20-х годов XX века. Появившийся во Франции сюрреализм оказал большое влияние на развитие культуры не только в этой стране, но и во всем западном мире. Отличительной чертой сюрреализма считается его пристрастие ко всему нарушающему привычные нормы — причудливая, иррациональная реализация творческой мысли в кино, литературе, изобразительном искусстве.

Несмотря на то, что представители движения не творили в едином потоке, общим принципом в их работе было стремление к освобождению скрытых в подсознании творческих сил. Сюрреалисты признавали главенство этих сил над разумом. Предвестник появления сюрреализма — дадаизм, основная идея которого заключалась в отрицании связей с искусством и разрушении в творческом процессе эстетики. Его представители прославились благодаря своим акциям (которые сегодня бы получили название «хэппенинг») — дадаисты стремились поразить публику, свои работы они выполняли из материалов, которые до них никто не использовал.

Основоположником сюрреализма принято считать французского поэта Андре Бретона, сказавшего о своем «детище» следующее:

«Сюрреализм есть чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».

Бретону удалось собрать рядом с собой много талантливых людей — его взгляды разделяли художники, прозаики, поэты, имена которых впоследствии узнали все, кто сколь-нибудь интересовался искусством: Макс Эрнст, Луи Арагон, Поль Элюар… Группа единомышленников не просто создавала новое течение в искусстве — их задача была намного более значимой: сюрреалисты хотели изменить жизнь. Они считали, что в этом мире должна восторжествовать та истина, которую скрывает в себе бессознательное.

Сюрреалисты встречались на так называемых «снах наяву» (фр. sommeils). Здесь взрослые люди… играли. Они, интересовавшиеся бессознательным, открывали для себя развлечения типа известной игры «буриме»: записывали высказывания, стараясь отключить логику и сознание — для этого отрывки фиксировались так, что участники игры не знали о написанном другими игроками. Однажды во время такой игры родилась известная фраза «изысканный труп будет пить молодое вино».

По мнению Бретона, сюрреалисты должны были создать новую сверхреальность, родившуюся из разрешенного противоречия между действительностью и мечтами. Главной проблемой для основателя и идеолога течения была разобщенность в нестройных рядах сюрреалистов — они постоянно спорили друг с другом, не принимали противоречий, исключали из своего коллектива критиков течения.

В теории сюрреализма можно обнаружить и следы учения о подсознании Зигмунда Фрейда, разработавшего метод «свободных ассоциаций», который позволяет переходить из сознания в подсознание. Но эти мысли в творчестве сюрреалистов реализованы по-разному: например, Дали на своих полотнах с помощью тщательной проработки деталей изображал то, что больше напоминает кошмарный сон или галлюцинацию, а Макс Эрнст картины создавал «отключив» сознание, благодаря чему из-под его кисти выходил ряд произвольных образов.

Особенно популярен сюрреализм был в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда он проник за границы Европы — вместе с эмигрировавшими в США художниками и писателями.

Следует отметить, что сюрреализм подготовил человека к восприятию более молодых абстрактных направлений в искусстве, например, кубизма. Богатство форм и методов, использовавшихся сюрреалистами, не могли не оказать влияние на дальнейшее развитие искусства во всем мире.

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru