Сюрреалистические принципы
Известный немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст говорил, что первым революционным деянием сюрреализма было привнесение в творчество нового мнения о роли художника в процессе создания произведения — новое течение отрицало всяческий контроль со стороны разума, этики и морали.
Впрочем, если освободиться от влияния двух последних достаточно просто, то «контроль разума» сюрреалисты ослабляли двумя различными способами.
Некоторые из них прибегали к «механическим приемам» — к примеру, натирали краской бумагу, под которую предварительно подкладывались разнообразные неровные предметы, чтобы получить фигуры, похожие на растительность из неземного леса (техника «фроттажа»).
Настоящие мастера не могли удовлетвориться выполнением роли «раскрасчика» и стремились достичь полного освобождения от влияния разума на психологическом уровне — с помощью самогипнозов (при наблюдении за огнем, полетом облаков и т.д.). Постепенно к подобным психоаналитическим приемам стали приобщаться все известные сюрреалисты.
Французский художник Андре Массон составил свой список из трех условий, при которых возможно бессознательное творчество:
1) освободив сознание от воздействия рациональных связей, нужно постараться достичь транса или максимально к нему приблизиться;
2) отдать себя во власть внутренним импульсам, неконтролируемым разумом;
3) творить максимально быстро, не останавливаясь для осмысления созданного.
Практически полностью выполнил данные рекомендации Сальвадор Дали, который полагался не на гипноз, а на сон — он приступал к работе сразу же после того, как просыпался. Иногда он создавал картины ночью, полагая, что мозг, еще не до конца позабывший ночные видения, позволит творить под влиянием бессознательного. Подтверждение его догадкам можно найти в работах Фрейда, который в методах психоанализа указывал, что сон нужно записывать без промедления, иначе сознание его исказит.
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.