ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Дали — человек / Родители Сальвадора Дали

Талант, подаренный Богом, или гений, «спровоцированный» родителями?

«Все те эксцентричности, которые я совершаю, — это трагическая повседневность моей жизни…»
Сальвадор Дали

Никто не рождается сразу взрослым, но некоторые появляются на свет гениями. Таким, вероятно, был Сальвадор Дали — гений родом из не совсем обычного детства. Первые годы жизни Сальвадора были наполнены всепоглощающей родительской любовью, которая, однако, ослепляла Фелипу и Сальвадора Дали Кузи, не позволяя молодым родителям разглядеть, что их сын не вполне счастлив и совсем необычен.

Отец Сальвадора Дали   Мать Сальвадора Дали
Отец Дали   Мать Дали

Призрак брата

«…Я хочу доказать самому себе, что я — вовсе не мертвый брат, а живой»
Сальвадор Дали

Почти за год до рождения Сальвадора Фелипе Хасинто Дали (известного нам сегодня сюрреалистического гения) в семье уважаемого фигерасского нотариуса Сальвадора Дали-старшего и его жены Фелипы произошла трагедия — не дожив до двух лет, умер их первенец Сальвадор Гал Ансельм Дали (да-да, еще один Сальвадор, названный в честь деда, сюрреалиста по отцовской линии). Мучаясь угрызениями совести и страхом потерять и второго сына, чета Дали постаралась дать Сальвадору-младшему всё, что только могут дать любящие родители. Входя в число наиболее богатых жителей Фигераса, они не отказывали маленькому Сальвадору ни в чем и старались исполнить даже самые необычные пожелания мальчика. При этом отец желал видеть своего ребенка обычным и считал его творческие увлечения блажью, а набожная мать регулярно водила сына к могиле брата.

В 5 лет, после очередного посещения с матерью кладбища, Сальвадор сформировал собственное мнение о родительской любви, решив, что она предназначена не ему, а умершему брату. Чтобы обосновать свое право быть любимым сыном, Сальвадор назвал себя реинкарнацией брата и стал осваивать приемы манипулирования родителями. Желая получить свое, гиперчувствительный ребенок впадал в истерики, обливался слезами, а иногда вытворял вещи и похуже. Биографы упоминают, в частности, такой факт: в 8 лет Сальвадор стал специально писаться в постель, пока отец не купил ему новенький красный велосипед. А еще, зная, что родителей особенно беспокоит его пищеварение (старший брат умер от заболевания желудочно-кишечного тракта), юное дарование оставляло на видных местах… продукты своей жизнедеятельности.

Таким образом, можно предположить, что определенный душевный конфликт, спровоцировавший развитие столь необычного мировосприятия, возник у Сальвадора Дали еще в раннем детстве. Ведь он был уверен, что внимание родителей — это не проявление любви к нему, а лишь попытки договориться со своей совестью. Всё это, однако, не мешало ему обожать свою мать и до определенного момента признавать авторитет отца.

Особенная мама

Сестра Сальвадора Дали, Анна-Мария, вспоминала, что синьора Пичот (родители будущего гения были дружны с этой семьей) говорила им с братом, что у них особенная мама. И это было правдой. Когда родился Сальвадор, Фелипе Доменек, в девичестве Феррес, было 30 лет. Уроженка Барселоны, донья Фелипа выросла в творческой набожной семье и, став супругой нотариуса, все свои силы направила на создание уюта в доме и заботу о семье и детях.

Сальвадор уверял, что помнит месяцы, проведенные в материнской утробе. Был он уверен и в том, что именно тогда зародилась его гениальность. Поэтому он боготворил мать, считая ее родительницей Гения, Творца, Спасителя.

Каждое утро она будила Сальвадора словами: «Милый, чего ты хочешь?». Мальчик мог пожелать что угодно: будущий гений рос очень избалованным ребенком. Фелипа старалась сделать каждый день своих детей необыкновенным. Вместе со своей сестрой и синьорой Пичот она устраивала вечера с чтением сказок, интересные прогулки, воскресные праздники. Мать хотела, чтобы родное гнездо всегда оставалось для детей олицетворением веселья и радости.

Как только в продаже появились кинопроекторы, семья Дали купила такой аппарат, чтобы устраивать семейные киносеансы. Чтобы картинка на экране оживала, нужно было крутить ручку проектора в определенном темпе. Некоторые фильмы были длинными, но донья Фелипа никогда не прерывала показ из-за усталости.

В 1921 году Фелипа Доменек Дали умерла от рака. Сальвадору было 17, и он тяжело переживал утрату. К тому моменту будущий сюрреалист уже вполне сформировался как художник, но оставался абсолютно неприспособленным к повседневной жизни. Спустя некоторое время после смерти Фелипы Сальвадор Дали выставил на Парижской экспозиции картину, украшенную скандальной подписью «Иногда я плюю на портрет своей матери». Отец назвал выходку вопиющей и выгнал юношу из дома. Но если бы суровый и практичный нотариус мог хоть на секунду понять душу своего сына, то увидел бы в этом жесте отчаянную попытку страдающего сына спрятать боль своей утраты за маской толстокожести и цинизма.

Величие и гнет авторитета отца

Сальвадор Дали Кузи, отец художника, поначалу полагал, что из увлечения сына искусством ничего не выйдет. Он хотел дать отпрыску хорошее «нормальное» образование и был весьма огорчен тем, что сын не интересуется общеобразовательными науками: в начальной школе мальчик оставался на второй год, учителя упрекали его в «умственной лени».

Не в силах понять тонкую натуру своего сына, дон Сальвадор Дали-старший, сам того не подозревая, наносил мальчику одну психологическую травму за другой. Будучи уверенным в силе и авторитете отца, юный Сальвадор не мог смириться с тем, например, что отец вульгарно выражается или предстает перед ним в неприглядном виде. Например, в воспоминаниях Сальвадора Дали есть упоминание о моменте, когда отец объяснил семье свой поздний приезд словами «я обосрался». Потрясение и стыд, пережитые во время этой сцены, преследовали художника всю жизнь.

Вскоре после смерти Фелипы Сальвадор Дали Кузи женился на ее сестре Каталине. Это событие стало очередным кирпичиком, уложенным в стену отчуждения между художником и его отцом. Молодой живописец выбрал самостоятельный творческий путь, уехал из дома и не искал сближения с семьей.

В 1933 году Сальвадор Дали написал одну из своих самых скандальных картин — «Загадка Вильгельма Телля».

Сюжет, в котором многие увлеченные политикой видели высмеивание любви Андре Бретона к коммунистам, сам Дали объяснял попыткой изобразить страх перед отцом. Ленин с нелепо огромной ягодицей — отражение авторитетного и властного отца художника, а лежащие перед ним котлета и ребенок олицетворяют выбор. На картине отец может съесть либо котлету, либо ребенка, а это значит, что Дали так и не смог побороть ощущение опасности, исходящей от отца.

Сегодня, читая книги, написанные самим Сальвадором Дали, знавшими его современниками или биографами, рассматривая и анализируя картины, мы можем лишь предполагать, каким стал бы маэстро, не будь у него вседозволенного детства, обожающей матери и уважаемого, но так и не ставшего близким отца.

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru