Предшественник сюрреализма — дадаизм
Определяющая роль в формировании сюрреализма как течения принадлежит его предшественнику — дадаизму. Дадаизм возник в Швейцарии — его родиной считается Цюрих. Тристан Тцара, основатель дадизма, так пояснял выбор названия: «На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».
Историческими рамками существования дадаизма принято считать 1916—1922 год. Как видно, он возник в разгар одного из крупнейших военных конфликтов в истории человечества — Первой мировой воны. Европейская интеллигенция, проникнувшаяся идеями анархизма, восприняла войну как проявление звериных инстинктов, вечно существующих в человеке, утверждая, что разум и вековая мораль — всего лишь маска на лицемерах.
Последователей дадаизм нашел не только в литературе — среди художников также достаточно много дадаистов с известными именами: М. Дюшан, Ж. Арп, К. Швиттерс... Основные их творческие методы выглядели, как стремление устроить скандал — рисунки на заборах, далекие от технологической точности чертежи, бессмысленные звуко- и словосочетания в стихах и прозе, коллажи из подобранных случайным образом предметов и др.
Дадаисты рассматривали роль художника в творческом процессе как нечто вторичное — все зависит лишь от случая, а творец является инструментом в руках высших сил. Так, например, художники просто бросали на холст краску, позволяя ей самой создавать новые картины из иррациональных фигур.
Голосом дадаистов был выпускавшийся здесь же, в Цюрихе, журнал «Кабаре Вольтер» (Cabaret Voltaire, 1916—1917 гг.). Единогласия в рядах дадаистов в отношении судьбы течения не было, что подтверждает распад группировки после окончания войны на несколько небольших групп. В частности, появилась «ячейка» во Франции — абсолютные дадаисты (возглавил в 1919 году Тцара, входили А. Бретон, ранние Л. Арагон и П. Элюар, Ж. Рибмон-Дессень). Выпускали несколько журналов («Литератор», «Проверб», «Каннибаль») и альманах «Дада». Главной целью представителей этой группы было создание «абсолютного» искусства, освобожденного от социальных своих аспектов.
Несколько группировок дадаистов появилось и в Германии — в Берлине, Кельне, Ганновере. Особенно следует выделить так называемых «политических дадаистов», акции которых зачастую имели характер протеста против существования милитаристических режимов и расцвета буржуазии.
Два русла одной реки
В начале 20-х годов во Франции дадаизм сливается со своим логическим продолжением — сюрреализмом (в полной мере реализовавшем излюбленную дадаистами парадоксальность), а в Германии объединился с экспрессионизмом.
«Политические дадаисты» позже разочаровались в безыдейности своего движения и обратились к революционному искусству, в котором воплотили использованные ранее приемы в сатирической графике (Ж. Грос) и создании политических плакатов (Дж. Хартфилд).
Характерная для сюрреализма тяга к абстрактному и бессознательному буквально вырастает из семян дадаизма. Но направленность творчества изменяется: если дадаисты стремились к разрушению, то сюрреалисты выбрали путь к созиданию, хотя и через разрушение.
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.