12-колёсный броневик-амфибия Landmaster сошёл с экрана на свалку
Человек написал фантастическую повесть. На её основе другие люди решили снять фильм. Для кино понадобилось сделать необычное транспортное средство. Повесть кое-как помнят, фильм безнадёжно забыт, а чудо-машина до сих пор поражает воображение.
В 1969 году очень известный и поныне писатель-фантаст Роджер Желязны (Roger Zelazny) написал повесть под названием «Damnation Alley».
Другое название — «Survival Run». В русском переводе она называется «Долина проклятий».
Через восемь лет после опубликования повести, в 1977 году из под «пера» режиссёра Джека Смайта (Jack Smight) выходит одноимённый фильм, снятый кинокомпанией 20th Century Fox.
Практически единодушно этому «кину» выставляют размашистую двойку — во всяком случае, именно такую оценку кинокартине выставил обозреватель сайта BadMovies.org Эндрю Бёрнтригер (Andrew Borntreger).
А похвалы удостоились только спецэффекты неба и машина, на которой весь фильм ездят главные герои. Об этом транспортном средстве в 1977 году даже написали в журнале Popular Science.
Несмотря на то, что в оригинальном тексте таких машин, кстати, безымянных, фигурирует несколько, в фильме она одна, зато имеет звучное, так сказать, имя — Landmaster. Переводить название незачем.
Так вот, хотите верьте, хотите нет, этот Landmaster до сих пор накрывают волны энтуазизма (опечатка, правильно «энтузиазма» — прим. ред.) фанатов затейливого автомобилестроения со всего мира.
И, нужно отметить, совсем не зря. От одного взгляда на эту машину... Ну, вы сами понимаете, БТР не предлагать.
Для полноты картины коротко коснёмся содержания повести и, соответственно, фильма.
Это, в общем-то, такое постапокалиптическое роуд-муви: после ядерной войны герои едут по остаткам США, а на пути их подстерегают разного рода опасности — безумные мотоциклисты, скорпионы-мутанты и тому подобное.
Едут они, конечно же, с благородной целью — найти нормальных живых людей, чтобы спасти их от очередной чумы. Вкратце так.
Естественно, для такого экстремального путешествия по суше и воде со стрельбой из пулемётов и огнемётов герои имеют бронетранспортёр-внедорожник. В повести машина описана так:
«Окон в автомобиле не было — только экраны, дающие обзор во всех направлениях, включая небо наверху и землю под машиной. Автомобиль, тридцати двух футов в длину (9 метров 75 см), защищавший водителя от радиации, двигался на восьми колесах с армированными покрышками.
Он был оборудован десятью пулемётами пятидесятого калибра и четырьмя гранатометами и, кроме того, нёс тридцать бронебойных ракет, которые можно пускать прямо вперёд или под углом возвышения до 40 градусов.
Со всех четырёх сторон и на крыше стояло по пулемёту. Как бритва острые «крылья» из закалённой стали — размахом в двенадцать футов (3 м 65 см), восемнадцати дюймов шириной (46 см) у основания и сужающиеся в точку — выдвигались из корпуса на высоте двух с половиной футов (61 см) и, словно ножи, могли рассечь что угодно.
Машина была бронирована, оборудована установкой кондиционирования воздуха, несла запасы пищи и санитарные удобства.
На левой дверце был укреплён длинноствольный «магнум». Пистолет-автомат сорок пятого калибра и шесть ручных гранат занимали полку над головой водителя».
Читая это описание, не плохо было бы представлять Дина Джеффриса (Dean Jeffries) из калифорнийской Studio City, чьей задачей и было, грубо говоря, вырубить топором написанное пером. Как вы догадались, Джеффрис — автор и строитель Landmaster'а.
На создание этого, с позволения сказать, автомобиля у автора ушло более трёх месяцев, причём был сделана и уменьшённая копия. Обошлось всё это в более чем $300 тысяч.
Отдельного восхищения заслуживает тот полёт инженерной мысли конструктора, в результате которого восемь колёс Желязны стали 12-ю колёсами Джеффриса.
По одним данным, трёхколёсную систему в форме звёздочки (three-star-wheel system) придумали в недрах Lockheed Martin, а по другим — это есть запатентованное изобретение Роберта и Джона Форсита (Robert W. Forsyth, John P. Forsyth) из корпорации Vehicle Development.
С другой стороны, Джеффрису не пришлось перевирать Желязны, поскольку Landmaster, как и оригинал из повести, движется на восьми колёсах, а оставшиеся четыре используются по мере необходимости, то бишь для преодоления препятствий вроде бревна на дороге.
Кроме колёс, у броневика есть ещё одна занятная особенность: посередине машины вмонтирована резиновая секция, наподобие той, что мы видим в автобусах с «гармошкой».
Благодаря этой секции Landmaster «гнётся» на 30 градусов и делает полный разворот на 10 с половиной метрах.
Корпус 11-тонной махины сделан из стали, листового металла и алюминия. По поводу максимальной скорости данные несколько разнятся: от 60 км/час до 60 миль/час (96,5 км/час) по дороге, а по воде — 5 узлов (10,6 км/час). В одной из сцен фильма машина переплывает озеро (Flat Head Lake) в штате Монтана.
На Landmaster'е установлен двигатель от грузовика Ford 391 куб. дюймов, а про то, какие в нём были радиостанции, пулемёты и тому подобная «рация на танке», можно узнать, посетив эту страничку. Отметим лишь, что внутри имелись двухъярусные кровати, душ и ванна.
После фильма-двоечника «Damnation Alley» Джеффрису естественно было жаль, что его средство передвижения томится без дела.
Очень ему хотелось Landmaster'а куда-нибудь пристроить и, надо сказать, несколько раз при поддержке друзей и знакомых у него это получилось.
Машина мелькнула в эпизодах фильмов «Apex» и «Dino Island».
Однако эти проблески в кинокарьере не могли помешать глобальному застою — в 1986 году Landmaster оказался чуть ли не на свалке. Имеется и удручающее фото развалин — «Fall of 1986».
На какое-то время поклонники машины (а, как выяснилось, есть и такие) вообще потеряли Landmaster из виду, иначе как объяснить радостное сообщение «Damnation Alley's LandMaster Vehicle Found!» («Найден!»). Там, кстати, рассказывается, что машину обнаружили на задворках фестиваля визуальных эффектов (2000 Visual Effects Festival).
Но из разрухи 1986 года броневик Джеффриса всё-таки вытащили — машину восстановили, чтобы показать по телевидению в сериале «Get A Life» в эпизоде «Paperboy 2000». С тех самых пор о транспортном средстве ни слуху, ни духу.
Одни поговаривают, что Landmaster нашёл покой в каком-то музее, другие, что почил на свалке. Да, создатель странички об этом чуде техники обращает внимание, что в 15-м эпизоде сериала Ark II машина не снималась. Там была похожая «very cool» машина, но не Landmaster. Вот.
Так или иначе, но остались фотографии на сайте Ричарда Хэллока (Richard Hallock), отдельная страничка на ресурсе AmphibiousVehicle.net, а так же вот такое упоминание и цитировавшееся выше сообщение «Найден!».
В общем, 12-колёсный «монстр», похоже, никем на сегодняшний день не востребован. Ни военным не нужен, ни мирным. То ли это «Долина» проклятая так повлияла, то ли отсутствие «Долины проклятий — 2»... В космос её надо, вот что.
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.