Гений или маг? 50 секретов самого Сальвадора Дали
Книга «50 магических секретов мастерства», написанная Сальвадором Дали в помощь художникам, вышла в свет в Америке, в 1948 году. Наряду с дельными и важными советами о том, как выбирать грунты и кисти, занять правильную позу перед мольбертом или с какой скоростью двигать рукой, чтобы добиться неповторимой игры света и тени при изображении неба или моря, в книге есть немало моментов, в которых автор откровенно подшучивает над читателем, стараясь запутать его кажущейся серьезностью.
Вероятно, Дали мог бы дать художникам не 50 советов, а несколько сотен. Но, даже зная все секреты Сальвадора, никто из художников не смог бы повторить его гениальности. Ведь у них не было самого главного компонента любого шедевра Дали — его Гала. Кстати, один из секретов как раз и состоит в том, что для создания бессмертного творения художнику необходимо жениться на Гала. Именно эта женщина вдохновляла Сальвадора на все его гениальные безумства, она давала ему энергию и азарт для достижения новых высот, а часто и просто дарила идеи для создания шедевров. Не случайно почти все свои работы Дали подписывал «Гала Сальвадор Дали» и говорил: «Я люблю Гала больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем славу, и даже больше, чем деньги».
Вот почему книгу «50 магических секретов мастерства» нельзя рассматривать только как практическое пособие для художников. Она станет интересна и всем, кто интересуется жизнью и творчеством Сальвадора Дали, а также тем, кто хочет открыть в себе талант видеть жизнь в необычных ракурсах. Вероятно, многим книга поможет лучше понять глубинный смысл творений Дали, а для кого-то станет еще одним поводом улыбнуться своеобразному остроумию автора.
О каких же секретах идет речь в книге? Вот некоторые из них.
Секрет первый: у художника должно быть пять различных кистей, каждой из которых он работает совершенно особым образом.
Секрет второй: без трамплина нельзя отшлифовать детали картины, делая «летящие» движения веерообразной кистью.
Секрет третий: «сон с ключом в руке».
Секрет четвертый: «сон с морскими ежами».
Секрет пятый: «сон под воздействием трех глаз зубатки».
Секрет шестой: «сон в состоянии полубодрствования».
Секрет седьмой: одни предметы отталкивают, а другие притягивают сетчатку глаза.
Секрет восьмой: растения, которые способствуют занятиям живописью и которые можно посадить рядом с домом художника.
Секрет девятый: художник должен чередовать периоды воздержания с периодами, когда он может заниматься любовью.
Секрет десятый: художнику необходим календарь, чтобы отмечать, как продвигается работа, ибо любая картина может быть написана за шесть дней.
Секрет одиннадцатый: как из остова морского ежа сделать подзорную трубу, с помощью которой художник узнает, что настала пора закончить работу над картиной.
Секрет двенадцатый: каким должен быть брак художника.
Секрет тринадцатый: почему Гала любит живопись, а живопись — Гала.
Секрет четырнадцатый: выбирая себе жену, художник должен помнить о совершенной форме оливки.
Секрет пятнадцатый: как построить жилище для пауков.
Секрет шестнадцатый: как с помощью этих жилищ вернуть прошлое.
Секрет семнадцатый: секрет маленький, но очень важный — как сделать навес, мешающий пыли оседать на картину.
Секрет восемнадцатый: у художника должны быть длинные, загнутые кверху усы.
Секрет девятнадцатый: как заниматься живописью, не умея рисовать.
Секрет двадцатый: как рисовать обратную сторону модели, глядя на ее отражение в зеркале.
Секрет двадцать первый: девять подпорок должны помогать обнаженным натурщикам сохранять гармоничные позы.
Секрет двадцать второй: промасленные шнурки помогут определить, где проходят геодезические линии натурщика.
Секрет двадцать третий: почему великий рисовальщик должен рисовать обнаженным.
Секрет двадцать четвертый: как, используя масляные краски, перевести самые сложные наброски.
Секрет двадцать пятый: как стать превосходным колористом, используя только два цвета — белый и черный.
Секрет двадцать шестой: неаполитанская желтая краска.
Секрет двадцать седьмой: картина должна сохнуть медленно и естественным путем...
Уже заинтересовались? Значит, стоит прочесть всю книгу!
Невозможно однозначно ответить на вопрос, чем же так притягательна эта книга. Одних привлекает в ней практическая ценность, других — возможность рассмотреть гений мастера «под микроскопом», а третьи не могут устоять против провокаций, коих немало в книге. Чего стоит, например, одна только фраза о том, что в России не может быть гениальных живописцев! Якобы оттого, что вокруг слишком много белого, который делает сетчатку глаз «ленивой». Конечно, мы не согласны с Дали, но от этого читать его книгу не становится неинтересно, а скорее наоборот.
Особенно после того, как понимаешь, что секреты, описанные в произведении, — это не универсальные советы мастерства, а лично ему, Дали, принадлежащие изобретения. И «работают» они гениально только в его, Дали, случае. Так, наверное, мог Робинзон Крузо рассказывать нашедшим его людям о своих уникальных приспособлениях для выживания, а те лишь недоуменно пожимали плечами, не понимая, что тут такого.
Особую ценность книге придают иллюстрации автора:
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.