ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / А.А. Смолин. «Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального»

Комплексы Dali

Многочисленные комплексы терзающие Сальвадора Дали чуть ли не с самого рождения, стали той жизненной силой, которая подпитывала его творчество и шокирующие выходки.

Наиболее действенными были сексуальные комплексы художника, ставшие главной темой его полотен, вплоть до последнего периода творчества. Основным сексуальным комплексом Сальвадора Дали стал размер его гениталий и слабая потенция, что сделало мастурбацию преобладающей в сексуальной жизни этой личности. Будучи юношей, он сильно комплексовал по этому поводу. Это проявилось в сильной застенчивости и отсутствии интереса к противоположному полу. В последствии с Дали произошла значительная перемена и, с точностью до наоборот, он начал воспевать свои неврозы и отклонения: «Я исступленно рассеивал свое семя, мастурбируя по разным бухтам и творя своего рода эротическую мессу между этой землей и моим телом»1.

Также Сальвадор Дали страдал навязчивыми мыслями об инцесте и ужасом перед венерическими заболеваниями. Последнее явилось, по словам Дали тем, что «на крышке рояля в нашем доме мой отец оставил медицинскую книгу, в которой имелись фотографии, позволяющие оценить ужасные последствия венерической болезни. Он хотел вселить в меня ужас. Отец утверждал, что эта книга должна храниться в каждом доме, чтобы инструктировать мальчиков»2.

Причиной множества комплексов и неврозов стали для Сальвадора Дали отношения с семьей, в частности, со своим отцом доном Сальвадором Дали Кузи.

Потеряв в юношестве мать, художник стал воспитываться отцом, влиятельным нотариусом из Фигераса, человеком раздражительным, с тяжелым характером. Сальвадор Дали начинает противостоять отцу, что выливается в плохое поведение и постоянные капризы с целью вывести дона Дали Кузи из себя.

Образ отца ассоциируется у Дали с кузнечиками, которых в то время он панически боялся, вплоть до приступов истерии: «Из-за отца многие мои порывы оказались обречены. Это был человек устоявшихся, довольно старомодных взглядов, который совершенно не хотел, чтобы я становился художником. В конце концов я избавился от его влияния и заменил в глубинах моей души образ отца образом кузнечика»3. Образ отца-кузнечика присутствует на многих полотнах раннего периода творчества Дали.

Лейтмотивом жизненных страданий Сальвадора Дали стала смерть брата, носившего тоже имя и умершего двадцати двух месяцев от роду. Художник стал считать себя тенью умершего брата, желанием родителей компенсировать страдания рождением второго сына.

Дали говорил о своем отце: «В его глазах я был всего лишь половиной собственной личности — целого ему было слишком много... В течение долгого времени у меня в боку зияла кровоточащая рана из-за того, что мой безразличный, бесчувственный отец, не

сознавая моих страданий, своей невозможной и неосуществимой любовью к мертвому мальчику заставлял эту рану снова и снова открываться»4.

На одной из публичных лекций Сальвадор Дали заявляет, что эта страшная личная драма объясняет его безнравственные и экстравагантные выходки: «Все мои эксцентричные выходки, все нелепые представления объясняются трагическим желанием, которым я был одержим всю жизнь: я всегда хотел доказать самому себе, что существую, что я — это я, а не покойный брат. Как в мифе о Касторе и Поллуксе, убивая брата, я обретаю бессмертие»5.

Наблюдая у Сальвадора Дали такой пышный букет комплексов и неврозов невольно задаешься вопросом, как ему удалось избежать психиатрической клиники. По мнению автора, это произошло именно благодаря творчеству.

Завуалировано выплескивая все свои страхи и отклонения на полотна Сальвадор Дали частично исцелил себя, по крайней мере до такой степени чтобы на протяжении всей жизни балансировать между здравым смыслом и паранойей.

Примечания

1. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 49

2. Там же. — С. 20

3. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 76

4. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е.Г. Гендель; Худ. обл. М.В. Драко. — Мн: ООО «Попурри», 2000. — С. 21

5. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. — М.: Республика, 1999. — С. 29

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru