Глава 1. Концепции реальности в культуре сюрреализма и теории Арто
Творчество французских сюрреалистов проходило одновременно в двух регистрах — изобретения (invention, продолжения идеи пойесиса) и подражания (imitation, продолжения классического мимесиса).
Будучи представителями одного из наиболее радикально настроенных течений авангарда, сюрреалисты стремились к максимальной оригинальности; они чувствовали себя изобретателями новых образов и нового мирочувствования, доселе никому неведомых1. Как говорил Бретон, «поэзия — новое сотворение мира»2.
Сюрреалисты противопоставляли себя традиционному искусству имитации, подражания природе, совершив при этом два радикальных пересмотра идеи мимесиса, которые тем не менее не вели к полному его отрицанию. Сначала они выдвинули концепцию автоматического письма с доминированием идеи спонтанности и непосредственности в передаче бессознательного или подсознательного, при которой поэту отводилась пассивная роль записывающего устройства3, которое фиксировало некий голос, являющийся из глубин психики. В концепции автоматического письма поэт из субъекта творчества становится его объектом. Автоматическое письмо — это не подражание, а копирование; оно, как нам кажется, довольно близко к идее чистой экспрессии. В начале 1920-х годов в группе Бретона возникает другая идея, преодолевающая «пассивность» поэта, но при этом как бы возвращающаяся к подражанию, но в обновленном виде. Эта идея некоего иного подражания выражена в концепциях симуляции (Арагон, Дали), удвоения (Дали, Арто) или в смещении предмета подражания из внешнего мира в мир внутренний, как, например, концепция «внутренней модели» (Бретон).
Поэтика изобретения и подражания выявляет один из основных вопросов сюрреализма — вопрос о реальности, о понятии, обладающем множеством значений.
Одним из способов совмещения изобретения и подражания являлись рефлексии сюрреалистов, связанные с театром и театральностью, в которых зачастую обнаруживаются параллели и некоторые совпадения с теорией Арто, разработанной им первоначально с Витраком при создании Театра «Альфред Жарри», а затем в манифестах и статьях, ставших книгой «Театр и его двойник».
Примечания
1. См., например, характерную статью «Тень изобретателя» (1924) Луи Арагона в кн. «Антология французского сюрреализма. 20-е годы» (М., 1994).
2. «La poésie au sens de reécréation du monde» (Breton A. Œuvres complètes. P., 1999. T. 3. P. 317).
3. См.: Бретон A. Манифест сюрреализма. Называть вещи своими именами / Пер. Л. Андреева, Г. Косикова. М., 1986. С. 40—73.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.