ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / А.И. Рожин. «Сальвадор Дали: миф и реальность»

Основные даты жизни и творчества, выставки

Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Даменеч Куси Фаррес родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, в Каталонии (Испания).

1921 — поступил в Академию (высшая школа искусств) художеств Сан Фернандо в Мадриде.

1922 — знакомство с Луисом Бунюэлем, Гарсиа Лоркой, Рафаэлем Альберти.

1925 — завершение учебы в Академии Сан Фернандо, первая персональная выставка в галерее Далмау в Барселоне.

1926 — первая поездка в Париж, встреча с Пабло Пикассо. Вторая персональная выставка в галерее Далмау в Барселоне.

1927 — совместная выставка с Агусти Феррера и Хелиосом Гомецом в галерее Далмау в Барселоне.

1928 — работа с Луисом Бунюэлем над фильмом «Андалузский пес»; удостоен премии 27-й Международной выставки живописи в Институте Карнеги, Питсбург, США (были показаны «Корзинка с хлебом» и «Сидящая женщина и Анна Мария»).

1929 — вторая поездка в Париж; становится членом группы сюрреалистов Андре Бретона; знакомство с Полем Элюаром, Рене Магриттом, Хансом Арпом и др.

1930 — создание совместно с Луисом Бунюэлем фильма «Золотой век», издание книги «Женщина невидимая».

1931 — участие в выставке «Новый сверхреализм» вместе с Де Кирико, Максом Эрнстом, Массоном, Хуаном Миро и Пабло Пикассо в Уадсворф Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут, США.

1932 — персональная выставка в галерее Пьера Колле в Париже.

1933 — иллюстрирует «Песни Мальдорора» Лотреамона у Альбера Скира, книгу «Сомнамбула» Рене Лапорта, сборник поэтических произведений Андре Бретона, Рене Чара и Поля Элюара. Участвует в сюрреалистической выставке в галерее Пьера Колле в Париже вместе с Хансом Арпом, Марселем Дюшаном, Мари-Бертой Эрнст, Максом Эрнстом, Хуаном Миро, Альберто Джакометти, Пабло Пикассо, Мэном Рэем и др. Впервые обращается к теме «Молитвы» Милле. В галерее Жульена Леви в Нью-Йорке демонстрируется персональная выставка из 25 картин Дали. Выступает в Международном центре эстетического обучения в Сорбонне, в Париже, на тему «Феноменологический аспект параноико-критического метода».

1934 — после демонстрации в Париже, в «Салоне независимых», картины «Загадка Вильгельма Телля», на которой в гротескной форме представлен В.И. Ленин, Бретон и его политические единомышленники порывают с Дали, и он выходит из бретоновской группы сюрреалистов. Участвует в 32-й Международной выставке живописи в Институте Карнеги в Питсбурге, США; показывает новые работы в галерее Жульена Леви в Нью-Йорке. Выставляет произведения во Франции и Испании, участвует в выставке «Минотавр» в Брюсселе, Бельгия. В Цвеммер гэлери в Лондоне, Англия, демонстрируется персональная выставка; знакомится с английским поэтом и коллекционером Эдвардом Джеймсом, для которого выполняет цикл картин.

1935 — представлен вместе с Пикассо и Эрнстом работами на выставке «Сюрреалистическая картина и параноидный художник» в Музее Модерн Арт в Нью-Йорке, США. Участвует в 33-й Международной выставке живописи в Институте Карнеги в Питсбурге, США. Вместе с Арпом, Эрнстом, Дюшаном, Танги, Домингезом, Рэем, Джакометти и др. представлен на «Выставке сверхреалистов» в Санта-Крус-де-Тенерифе. Пишет ряд теоретических статей.

1936 — участвует в выставке сюрреалистических объектов в галерее Шарля Раттона в Париже, в Международной выставке сюрреалистов в Нью-Бёрлингтон гэлери в Лондоне, в выставке «Сезанн — Коро — Дали» в лондонской галерее Макдональд; иллюстрирует «Заметки о поэзии» А. Бретона и П. Элюара; показывает работы на очередной 34-й Международной выставке живописи в Институте Карнеги в Питсбурге; представляет пять живописных и одно графическое произведение на выставке «Фантастическое искусство, Дада, сюрреализм» в Музее Модерн Арт в Нью-Йорке; открывается выставка в галерее Жульена Леви, на которой экспонируются 25 картин и 12 рисунков.

1937 — выполняет первую работу для Голливуда совместно с Харпо Марксом (фильм «Жирафы в салате из лошадиного крупа»); работает над эскизами к фильму «История Майе Уэст»; пишет книгу «Метаморфоза Нарцисса. Параноическая поэма», которую публикует в Париже, в издании сюрреалистов, и в Нью-Йорке с помощью Ж. Леви. Удостаивается премии Института Карнеги в Питсбурге за картины «Метаморфоза Нарцисса» и «Предчувствие Гражданской войны».

1938 — участвует в Международной выставке сюрреализма в Париже; посещает Италию, где изучает искусство Палладио, мастеров Ренессанса и барокко; работает над оформлением балета «Тристан» в Монте-Карло.

1939 — работа над оформлением одного из павильонов Всемирной выставки в Нью-Йорке; в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» ставится балет «Вакханалия» с декорациями Дали. Выставка в галерее Жульена Леви, для каталога которой художник пишет текст под названием «Дали! Дали!».

1940—1948 — живет и работает в США. Участвует в Международной выставке сюрреализма в галерее Дель Арте Мехико в Мехико, Мексика. В августе 1940 года приезжает в Нью-Йорк, затем перебирается в Калифорнию.

1941 — выставка в галерее Жульена Леви. Сотрудничает с фотографом Филиппом Хальсманом; начинает работу над автобиографической книгой «Тайная жизнь Сальвадора Дали»; создает либретто, декорации и костюмы к балету «Лабиринт» для «Метрополитен-опера».

1941—1942 — совместно с Хуаном Миро показывает в Музее Модерн Арт в Нью-Йорке ретроспективную выставку своих произведений, на которой были представлены 50 его картин, 17 графических листов и 6 предметов прикладного искусства (позднее эта выставка демонстрировалась в штате Вирджиния).

1943 — организована выставка работ Дали в галерее Кнодлер и Ко в Нью-Йорке; приглашен к сотрудничеству владелицей известной парфюмерной фирмы Еленой Рубинштейн, для которой выполнил дизайнерские проекты оформления духов «Шокинг» и «Шипарелли».

1944 — Дайэл Пресс издает роман Дали «Скрытые лица»; художник возобновляет работу для театра, создает декорации и костюмы к балету «Фламенко», поставленному в Детройте, к «Тристану» для нью-йоркского театра «Метрополитен-опера».

1945 — начинает совместную работу с Алфредом Хичкоком, выполняет рисунки к «Лабиринту» Мориса Сандоза, иллюстрации к «Автобиографии» Бенвенуто Челлини; галерея Бигноу в Нью-Йорке проводит выставку «Современная живопись Сальвадора Дали».

1946 — 19 работ Дали представлены на выставке «Четыре испанца: Дали, Грис, Миро, Пикассо», организованной Институтом искусства в Бостоне; галерея Кнодлер проводит выставку «Дали представляет новые духи»; Дали работает над иллюстрациями к «Дон Кихоту» Сервантеса и к «Макбету» Шекспира; совместно с Уолтом Диснеем создает рисованный фильм «Судьба».

1947 — иллюстрирует «Опыты» Монтеня; участвует в Международной выставке сюрреалистов в Париже; проводится выставка Дали в Музее искусств в Кливленде, затем в галерее Бигноу в Нью-Йорке.

1948 — Дайэл Пресс издает «50 секретов волшебного ремесла» с иллюстрациями Дали; он завершает начатую в 1945 году работу над иллюстрациями к «Автобиографии» Бенвенуто Челлини; галерея Бигноу в Нью-Йорке организует выставку «Новая живопись Сальвадора Дали»; Дали выполняет декорации и костюмы для шекспировской постановки Лукино Висконти в театре Элизео, в Риме.

1949 — выполняет декорации и костюмы к опере «Саломея» Р. Штрауса для театра «Ковент-Гарден» в Лондоне; получает аудиенцию у папы римского Пия XII, которому вручает маленькую версию «Мадонны Порт-Льигат».

1950 — работает над декорациями к фильму Винсенте Минелли; представляет на премию Института Карнеги картину «Искушение св. Антония»; его работы показаны во Дворце изящных искусств в Брюсселе, на выставке собрания Пегги Гуггенхейм «Сюрреализм и абстракция»; сотрудничает с Мадридским театром Марии Гуэрреро; проводится выставка произведений Дали в нью-йоркской галерее Карстейрс.

1951 — редактирует и иллюстрирует «Мистический манифест» Мишеля Тапи и Робера Годе, проектирует модели одежды для Кристиана Диора.

1952 — участвует в выставке «Растения в искусстве XX столетия» в Базеле (Швейцария); создает иллюстрации к «Божественной комедии» Данте; проводится новая выставка его работ галереей Карстейрс в Нью-Йорке.

1953 — иллюстрирует Шекспира, встречается с итальянской актрисой Анной Маньяни и планирует совместно с ней поставить фильм; продолжает работу для театра, делает декорации и костюмы к «Весне священной» на хореографию Сержа Лифаря.

1954 — проводится большая ретроспективная выставка произведений Дали, вначале в Риме, затем в Венеции и Милане; вместе с Робером Дешарном приступает к работе над фильмом «Невероятная история кружевницы и носорога»; выходит его книга «Усы Дали»; в галерее Карстейрс в Нью-Йорке проводится еще одна персональная выставка (свой текст к каталогу Дали озаглавил «Отчет о моей итальянской кампании»); открывается выставка работ художника в Художественном музее Денвера.

1955 — Дали выступает в Сорбонне на тему «Феноменологический аспект параноико-критического метода».

1956 — собиратель искусства Честер Дэйл передает работы Дали в вашингтонскую Национальную галерею искусства; генерал Франко принимает Дали в Прадо, в Мадриде.

1957 — выходит монография Мишеля Тапи о Дали; участвует в выставке «Босх, Гойя и фантастическое» в Музее изящных искусств в Брюсселе; Уолт Дисней посещает Дали в Кадакесе, где они обсуждают план создания фильма «Дон Кихот».

1958 — открывается выставка работ Дали в галерее Кнодлер в Нью-Йорке; художник награждается Золотой медалью Парижа.

1959 — Дали получает аудиенцию у папы римского Иоанна XXIII; работает над иллюстрациями к Апокалипсису; Дали приглашен Нью-Йоркским культурным центром в связи с работой над картиной «Открытие Америки Христофором Колумбом».

1960 — Дали вместе с Робером Дешарном начал работу над книгой «Дали и Гала».

1961 — открылась выставка «Апокалипсис от Иоанна» в Музее современного искусства в Париже; Дали представлен на выставке «Мастера сюрреализма. От Эрнста до Матта»; продолжает работу для театра вместе с Гала, Морисом Бежаром, участвует в постановке оперы Алессандро Скарлатти «Испанская дама и римский кавалер».

1962 — участвует тремя картинами в выставке в венском Кунстлерхаусе «Сюрреализм, фантастическая живопись сегодня»; выставка «Дали-Фортуна» в Палаццо дель Тиннель в Барселоне.

1963 — представлен на выставке «Сюрреалисты из коллекции Эдварда Джеймса» в Сассексе (Великобритания) и на выставке «Музей наших желаний» в Модерна Мусеет в Стокгольме (Швеция).

1964 — работы выставляются в муниципальной галерее искусств Лос-Анджелеса; открывается большая ретроспективная выставка в Токио, затем в Нагое и Киото, Япония.

1965 — выходит фильм Анри Шампетье «Кто есть Дали?»; участвует тремя работами в выставке «Аспекты сюрреализма 1924—1965» в Базеле, на XI выставке сюрреализма в Париже; в Галерее Модерн Арт в Нью-Йорке открывается ретроспектива «Сальвадор Дали, 1910—1965»; выходит его книга «Дневник гения».

1966 — представлен на выставке «Фантастическое искусство с XVI столетия до наших дней» в Академии искусств в Берлине.

1967 — участвует в выставках «Сюрреализм» в Тель-Авиве, «Сюрреалисты: Сальвадор Дали, Поль Делво, Макс Эрнст, Рене Магритт, Хуан Миро и Ив Танги» в музее Хамблебэк штата Луизиана, США.

1968 — участвует в выставке «Дада, сюрреализм и их наследие» в Музее Модерн Арт в Нью-Йорке; открывается персональная выставка в Музее изящных искусств Шарлеруа, Бельгия; работает над иллюстрациями к «Фаусту» Гёте.

1969 — Британский художественный совет организует выставку «Картины сюрреалистов из коллекции Эдварда Джеймса», на которой представлены три полотна и семь рисунков Дали; выходит из печати его книга «Эротические метаморфозы»; с иллюстрациями Дали издаются «Тристан и Изольда», «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Тысяча и одна ночь», «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.

1970 — выставка в галерее Кнодлер в Нью-Йорке «Дали, живопись и рисунки».

1965—1970 — большая ретроспектива в музее Бойманса ван Бейнигена в Роттердаме, Голландия.

1971 — выставка в Кунстхалле Баден-Бадена, ФРГ; изучает оптические приемы живописи голландца Герарда Доу, интересуется голографией; создает ряд дизайнерских разработок для фирм «Картье», «Кристиан Диор», «Гермес», «Ив Сен-Лоран», «Нина Риччи», «Ланвин» и др.

1972 — выставка голограмм и оптических экспериментов в галерее Кнодлер в Нью-Йорке; выполняет иллюстрации к «Декамерону» Боккаччо; презентация фильма Кристофа Аверти и Робера Дешарна «Автопортрет Сальвадора Дали».

1973 — создает иллюстрации к книге Андре Мальро «Король, я жду тебя в Вавилоне»; галерея Кнодлер в Нью-Йорке открывает новый выставочный зал голограммами Дали.

1974 — ретроспективная выставка в Государственной галерее и Художественном институте во Франкфурте-на-Майне, ФРГ.

1975 — выставка в галерее Никон в Париже «Дали, параноико-критический метод. Объективная случайность в трех измерениях».

1976 — работы демонстрируются на различных выставках в Музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, в галерее Баргера в Кёльне, в Шотландской национальной галерее в Глазго, в Музее Уитни в Нью-Йорке.

1977 — работы представлены на выставке «Париж — Нью-Йорк» в Центре Жоржа Помпиду в Париже; выставка произведений в галерее Андре Франсуа Пти в Париже под названием «Вокзал Перпиньян»; представление к премии Монтескье.

1978 — получает Золотую медаль Фигераса.

1979 — ретроспективная выставка в Центре Жоржа Помпиду в Париже.

1980 — ретроспективная выставка в Тейт гэлери в Лондоне, представлено 251 произведение живописи и графики.

1981 — король Испании Хуан Карлос и королева София посещают Театр-Музей в Фигерасе.

1982 — Дали получает от короля Хуана Карлоса титул графа. Рейнолдс и Элеонора Морзе открывают Музей Дали в Петербурге, штат Флорида, США. Смерть Гала.

1983 — выставка 400 работ Дали в Барселоне и Мадриде.

1984 — выставка частного собрания живописи и графики Сальвадора Дали в Палаццо деи Диаманти в Ферраре, Италия.

1988 — выставка из собрания Пьера Аржила в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

1989 — 23 января в 10 часов 15 минут утра в больнице Фигераса Сальвадор Дали скончался.

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru