ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / В.С. Турчин. «Образ двадцатого...»

Иконография авто

Садимся ли мы в «Дождящее такси» Дали или смотрим из салона авто на Ниццу глазами Матисса, видим ли как демонстрирует смятые компрессом кузова Сезар или как сверкает новенький «Мерседес 300 СЕ», на котором въехал на выставку «Документа 8» Анчи Леччиа и там его и оставил как экспонат, глядим на блестящие поверхности машин у американских фотореалистов или проезжаем по «Новой Москве» Ю. Пименова рядом с рыжеволосой красавицей, мы чувствуем, что нам назойливо напоминают о том, о чем, казалось, и напоминать не стоит...

Экипаж на колесах давно стал реальностью. И если некогда Поль Синьяк в Сен-Тропе расписывал паунтилью свои яхты, то уже Соня Долоне-Терк в 1925 году раскрасила геометрическим узором свой автомобиль, чтобы указать, что это собственность художницы. Есть рукодельники, которые наносят на кузова своих экипажей рисунки цветочков или голых див, обклеивают авто ракушками и пишут стихи. Автобусы с рекламными образами курсируют по многим странам мира. Поскольку автомобиль, как и фотоаппарат, стал повседневной реальностью быта, то каждому легко понять, какой «вклад» внес тот или другой мастер, его изображая или украшая. Критерий понимания современного искусства тут брошен в толпу. Старые кузова, никель, клапаны, стекла разных конфигураций, пневматические шины, торговые рекламные плакаты вызывают не меньше любопытства, чем разломанные скрипки Пикассо или сюрреалистические ребусы. Новые модели или новые «измы»? Что важнее? Кажется, если на странице 1 написать историю «стальных лошадок», а на следующей странице воссоздать прошлое искусство XX столетия и затем закрыть тетрадь, то многие строчки справа и слева совпадут, вплоть до знаков. Все кажется интересным и взаимосвязанным. Каждому «изму» будет соответствовать свой образ механического экипажа на колесах.

В художественных культурах, бывает, образуются таинственные связи между отдельными объектами, вещами, явлениями природы и человеком, что определяет стиль жизни и, естественно, стили искусства. Так, характерны пирамиды для исторического пейзажа Египта, керамические сосуды для вина в греческом доме, колесницы и поля саркофагов для Рима, рыцарские доспехи и крест из слоновой кости для христианской Западной Европы во времена Средневековья... К подобным соответствиям, заканчивая их список сегодняшним днем, можно смело добавить и еще одно: автомобиль в XX столетии. И нас, право, все поймут, кроме тех, конечно, кто погиб или был изувечен под колесами. Эта «молодая» машина родилась почти что с веком, их юные годы совпали.

Запах бензина пьянит, как алкоголь, к нему прибавляются шум большого города, волшебство движения и чувство власти над сложным механизмом, престиж и спорт, роскошь и опасность, удобства и красота, поиск приключений и любовь (потерять невинность на заднем сиденье авто — просто «классика» жанра!), комфорт и травмы, мечта и свобода... Есть своеобразная музыка в словах «Опель» и «Бьюик», «Шевроле» и «Кадиллак», «Крайслер» и «Мерседес», «Альфа Ромео» и «Рено», «Додж» и «Роллс-Ройс». Названия этих марок и производящих их фирм знакомы всем и являются понятными символами новейшей цивилизации. Они интригуют не меньше, чем «футуризм», «дадаизм», «сюрреализм» и «поп-арт».

В 1886 году Карл Бенц получает патент на изобретение самодвижущегося экипажа, на котором установлен бензиновый двигатель внутреннего сгорания. И пошло-поехало. На этой коляске с мотором автор проехал со скоростью 15 км/ч по улицам Мангейма. Так, с сенсации, с уникального изобретения, началась новая эра человечества. В 1920-е годы в Западной Европе имелось свыше тридцати миллионов автомобилей. В 1904—1905 годах в Париже и Лондоне появились автобусы и такси. На механизированных повозках стали транспортировать грузы. Автоэкипажи с 1914 года участвуют в военных действиях. Характерный пример: в Музее оружия в Париже представлен автомобиль «Рено» 1910 года, использованный в сражении при Марне.

С появлением на улицах и дорогах автомобиля представление о его необходимости и достоинствах менялось. Технический и инженерный гений человечества, затрачивая металл, нефть, нервы, создал железного зверя на колесах, судьба которого часто становилась как судьбой отдельной личности, так и судьбой поколений. В условиях современности, вне производственной сферы, авто представляет уникальный союз человека с техникой, порождая не только практические удобства, но и различные эмоции, вплоть до эротических...

В теме «Искусство и техника в XX столетии» автомобиль еще и потому важнейшая часть, что он сам оказался не только объектом изображения и удивительных порой метаморфоз с самим собой, но и идеалом художественного решения, являясь своего рода произведением искусства. Этторе Бугатти, наладивший выпуск своих машин в 1911 году, оставил Миланскую школу изящных искусств. Для фирмы «Опель» работали художники и архитекторы Йозеф Мария Ольбрих, Петер Беренс и Эрнст Людвиг. Кузова машин проектировали такие знаменитые зодчие, как Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. Да и в настоящее время автомобиль является сферой проектирования лучших мастеров-дизайнеров. Собственно, их талант здесь проверяется лучше всего.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru