ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Публикации / Сальвадор Дали. «Дневник одного гения»

Май

Порт-Льигат, 1-е

Зиму я провел, как обычно, в Нью-Йорке и во всем, за что бы ни брался, достигал грандиозных успехов. Вот уже месяц мы в Порт-Льигате, и сегодня я решил вновь обратиться, как и в прошлом году, к дневнику. Я отмечаю далианский день первого мая исступленной работой, на которую толкает меня сладостное творческое нетерпение. Усы мои никогда еще не были так длинны. Все мое тело облачено одеяниями. Торчат одни лишь усы.

2-е

Убежден, самая сладкая свобода для человека на этой земле состоит в том, чтобы жить, как ему заблагорассудится, без необходимости трудиться.

Сегодня с восхода до темноты я нарисовал шесть ангельских ликов, столь математически совершенных, столь взрывчатых и исполненных такой исключительной красоты, что сейчас я совершенно обессилен и разбит. Укладываясь спать, я вспомнил, что Леонардо сравнивал смерть, приходящую после наполненной жизни, со сном после долгого дня трудов.

3-е

Работая, я предавался бесконечным мечтаниям о «фениксологии». Я в третий раз пережил возрождение, когда услышал по радио об одном изобретении с конкурса Лепена1. Сообщили, что якобы найден способ изменять цвет волос, не подвергаясь риску, неизбежному при окрашивании. Порошок с микроскопическими частицами, чей электрический заряд противоположен заряду волос, вызывает изменение их цвета. Так что, если бы мне потребовалось, я мог бы сохранить прекраснейший черный цвет своих волос до тех пор, когда реализуются мои «фениксологические» утопии. Эта уверенность наполнила меня живейшей ребяческой радостью, тем более что этой весной я чувствую себя омолодившимся во всех отношениях.

4-е

Гала нашла на въезде в Кадакес овчарню. Хочет купить ее и перестроить и даже разговаривала о покупке с овчаром.

5-е

В самом начале своей книги о мастерстве* я написал: «Ван Гог2 отрезал себе ухо; прежде чем отреза́ть ухо себе, прочтите эту книгу». Прочтите этот дневник.

6-е

Все можно сделать хорошо или плохо. Это относится и к моей живописи!

7-е

Знайте, что самое удивительное видение, которое только способен изобрести ваш мозг, может быть воплощено и изображено при наличии гениальной мастеровитости Леонардо или Вермеера.

8-е

Живописец, ты — не оратор! Поэтому заткнись и пиши!

9-е

Позвольте вас заверить, что если вы отказываетесь изучать анатомию, законы рисунка и перспективы, математические основы эстетики и науку о цвете, то это скорей свидетельствует о вашей лености, чем о гениальности.

10-е

Плевать я хотел на вялые шедевры!

11-е

Для начала научитесь рисовать и писать, как старые мастера, а уж потом работайте как сочтете нужным, — и вас всегда будут уважать.

12-е

Зависть остальных художников всегда служила мне термометром моего успеха.

13-е

Художники, уж лучше будьте богатыми, чем бедными. А потому следуйте моим советам.

14-е

Если по совести... не пишите бессовестно!

15-е

Генри Мур3, вот уж поистине Англичанин!

10-е

Мои отношения с Браком4, как у Вольтера с Господом Богом, — мы раскланиваемся, но не разговариваем.

17-е

Матисс: торжество буржуазного вкуса и безвкусной мешанины.

18-е

Пьеро делла Франческа5: торжество абсолютной монархии и целомудренной чистоты.

19-е

Бретон: так прямолинейно переть напролом, чтобы шлепнуться в лужу!

20-е

Арагон: такая бездна карьеризма и такая бедная карьера!

21-е

Элюар: столько смятений и путаницы, чтобы остаться таким безупречным!

22-е

Рене Кревель: с его бонапартистским троцкизмом он еще не раз, умирая, воскреснет.

23-е

Кандинский?6 Тут и говорить нечего: нет такого русского художника. Кандинский мог бы мастерить великолепные рукоятки для тростей из перегородчатой эмали вроде той, которую Гала подарила мне на Рождество и с которой я теперь не расстаюсь.

24-е

Поллок7: «марселец» абстрактной живописи. Романтик галантных празднеств и фейерверков, каким был первый чувственный ташист — Монтичелли8. Он не так скверен, как Тернер. Потому что еще ничтожней.

25-е

Внедрение в современное африканского, лапландского, бретонского, латышского, майоркского или там критянского искусства не более чем кретинизация нашей эпохи. Все это чистая китайская грамота, а уж для Бога не секрет, до чего я не люблю китайщину, включая и китайское искусство.

26-е

С младых ногтей, с раннего детства у меня была вредная наклонность считать себя отличным от всех прочих смертных. Да и сейчас мне прекрасно удается оставаться в этой убежденности.

27-е

Во-первых: Гала.

Во-вторых: Дали.

В-третьих: все остальные, включая, разумеется, еще раз и нас обоих.

28-е, 29-е, 30-е

Для Мейсонье худшее уже позади.

Примечания

*. «50 Secrets of Magic Craftsmanship» («50 секретов волшебного мастерства») by Salvador Dali. New York: The Dial Press, 1948.

1. Конкурс Лепена — организованный в 1902 году префектом французской полиции Луи Лепеном (1846—1933) в рамках Парижской ярмарки конкурс для поддержки ремесленников и изобретателей и для помощи им во внедрении их изобретений. Существует поныне и проводится под эгидой Французской ассоциации изобретателей и производителей.

2. Ван Гог Винсент (1853—1890) — голландский живописец, один из крупнейших художников-постимпрессионистов; значительную часть жизни работал во Франции. В припадке безумия отрезал себе ухо.

3. Мур Генри (1898—1986) — английский скульптор; в начале 1930-х годов был близок к сюрреалистам, впоследствии в своем творчестве пытался преодолеть грань между фигуративным и абстрактным искусством; считается крупнейшим современным английским скульптором.

4. Брак Жорж (1882—1963) — французский художник, один из основоположников кубизма.

5. Пьеро делла Франческа (ок. 1420—1492) — итальянский живописец Раннего Возрождения; его картины и фрески отличает поразительная, почти идеальная гармония.

6. Кандинский Василий Васильевич (1866—1944) — русский живописец, один из основоположников абстракционизма; с 1921 года жил в эмиграции.

7. Поллок Джексон (1912—1956) — американский художник-абстракционист, глава направления «абстрактный экспрессионизм», основой техники которого был ташизм (от фр. tache — пятно). Полотна ташистов представляют собой совокупность цветовых пятен.

8. Монтичелли Адольф (1824—1886) — французский художник-романтик, по национальности итальянец, выходец из Марселя, полотна которого отличались яркостью и красочностью; его очень ценили импрессионисты.

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru