ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

На правах рекламы:

высшего образования

Главная / Публикации / Сальвадор Дали. «Дневник одного гения»

Приложение II. Похвала мухе*, сочиненная Лукианом из Самосаты1

1. Муха отнюдь не самая мелкая из крылатых тварей, особенно если сравнивать ее с мошками, комарами и прочими еще более легкими насекомыми, коих она превосходит в той же мере, в какой сама уступает пчеле. В отличие от иных насельников воздушных пространств, тело ее не покрыто перьями, самые длинные из каковых служат для совершения полета; напротив того, ее крылья, так же как крылья кузнечиков, цикад и пчел, являют собой тончайшую плеву, деликатностью своей превосходящую как крыла прочих насекомых, так и любые греческие ткани. Ежели внимательно присмотреться к мухе, когда она, собираясь взлететь, расправляет на солнце крылья, то увидишь, что она играет всеми цветами, подобно оперению павлина.

2. Полет мухи — это не непрестанное махание крыльями, как у летучей мыши, и не прыжки, как у кузнечика; на лету она не издает, в отличие от осы, пронзительного звука, но грациозно парит в тех воздушных сферах, коих способна достигнуть. Имеется у нее еще и то преимущество, что она отнюдь не молчит, но, напротив, в полете поет, однако не производя ни несносного зудящего звона, какой издают комары и мошкара, ни гудения, как пчела, ни свирепого и угрожающего жужжания, как оса; нет, она всех их превосходит нежностью звучания в той же степени, в какой голос флейты мелодичнее трубы или же кимвала.

3. Что же касается ее телесного устройства, то голова у нее соединена с шеей посредством исключительно подвижных сочленений и посему с легкостью поворачивается во все стороны, не будучи жестко скрепленной с туловищем, как у кузнечика; глаза у нее выпуклые, основательные и весьма смахивают на рога; части, из которых состоит ее грудь, гибко соединены между собой, с ней сочленяются ноги, однако они не прижаты к ней плотно, как у осы. Брюшко хорошо защищено и благодаря чешуйкам и разделению на широкие полосы весьма напоминает кольчужный панцирь. От врагов она обороняется не задней стороной, как пчела или оса, но ртом и хоботком, которым она снабжена, подобно слону, и которым она ест, берет то, что ей необходимо, зацепляя с помощью некой выпуклой дольки, находящейся на самом его кончике. Из него выдвигается зуб, коим она кусает, после чего пьет кровь. Пьет она также и молоко, но предпочитает кровь, укус же ее не весьма болезнен. У мухи шесть лапок, однако ходит она лишь на четырех, а две передние служат ей руками. Часто можно наблюдать, как она бежит на четырех лапках, держа в руках что-либо съестное, причем несет она это на человеческий манер, перед собой, в точности как мы.

4. Родится она вовсе не такой, какой мы ее видим: поначалу это червяк, вылупившийся внутри человеческого трупа или иной падали2; вскоре, однако, у нее появляются лапки и вырастают крылья, и из пресмыкающегося она превращается в птицу; впоследствии она, оплодотворенная в свой черед, производит на свет червяка, которому суждено стать мухой. Кормясь вместе с людьми, их вечная сотрапезница и нахлебница, она ест любую пищу, за исключением масла: испить масла для нее смерти подобно. Как бы ни был недолог отведенный ей судьбою срок, поскольку жизнь ей отмерена короткая, она довольствуется только светлой порой и все свои дела проделывает днем. Ночью она пребывает в покое, не летает и не поет, а недвижно замирает на месте и спит.

5. В доказательство того, что разумом она отнюдь не обделена, мне достаточно напомнить, что муха с легкостью избегает ловушек, которые устраивает ей паук, ее злейший враг. Сам он укрывается в засаде, однако же муха замечает его, следит за ним и меняет направление полета, дабы не быть изловленной сетью и не попасться в лапы сего безжалостного хищника. Что же до ее силы и храбрости, то не мне приличествует о том говорить, а величайшему из поэтов, Гомеру. Поэт сей, желая воздать хвалу одному из самых мужественных своих героев, сравнивает его не со львом, не с пантерой или вепрем, но его неустрашимость и упорство ставит на одну доску с дерзостной отвагой мухи, причем говорит, что ей присуще не назойливое бахвальство, но доблесть. Тщетно будете вы отгонять ее, добавляет он, она не оставит свою жертву и неизменно возвращается к тому месту, куда успела укусить3. Муха ему настолько по нраву и он получает столь великое удовольствие, воспевая ей хвалу, что упоминает ее не единожды и не в нескольких словах, но неоднократно посвящает ей свои божественные стихи. В одном месте он описывает рой мух, кружащих над кувшином, полным молока4; в другом, когда повествует, как Афина отводит смертоносную стрелу, готовую поразить Менелая, уподобляет Афину заботливой матери, бодрствующей над спящим ребенком, вводя в это сравнение муху5. И наконец, Гомер одаряет мух самыми высокими эпитетами, говорит, что они собираются в рати6, и именует их рои племенами.

6. Муха столь сильна, что везде, где она укусила, остается ранка. При укусе она пронзает кожу не только человека, но и коня, а также быка. Она терзает слона, забиваясь в складки его кожи и язвя ее своим хоботком, насколько это позволяет его длина. В пору любви при спаривании она наслаждается столько, сколько захочется: самец не слезает с самки тотчас же, как вскочит на нее, но, в отличие от петуха, долго остается на ней, и она носит супруга своего на спине, повсюду летая с ним, и это ничуть не мешает их воздушному соитию. Когда же мухе отрывают голову, то оставшаяся часть тела еще долго живет и дышит.

7. Но самый драгоценный дар, какой сделала ей природа и о котором я собираюсь поведать, похоже, уже был отмечен Платоном7 в его книге о бессмертии души. Если на подохшую муху посыпать чуточку пепла, она в тот же миг воскресает, обретает новое рождение и начинает вторую жизнь. Так что ни у кого не может быть отныне сомнений, что душа мухи бессмертна и если отлетает от ее тела на несколько мгновений, то сейчас же возвращается, распознает его, воскрешает и вновь увлекает в полет. И это придает правдоподобия басне Гермотима из Клазомен8, который утверждал, что его душа якобы частенько покидает его и блуждает сама по себе, после чего прилетает назад, возвращается в тело и воскрешает Гермотима к жизни.

8. Но притом муха — ленивица, она пользуется плодами чужих трудов, повсюду находя обильный стол. Это для нее доят коз; пчела производит свой сладкий мед столь же для нее, сколь и для человека; для нее повара готовят яства, каковые она отведывает прежде царей, без помех разгуливая по их столам, живя как они и деля с ними все их роскошества.

9. Муха не строит себе гнезда и не откладывает яйца в определенном месте, но в полете кочует, подобно скифам, и там, где застает ее ночь, находит себе пристанище и устраивает ночлег. В темную пору, как я уже говорил, она прекращает всякую деятельность, зане не желает скрывать от чужих глаз никакие свои деяния и не почитает возможным делать под покровом ночи то, чего устыдилась бы делать при свете дня.

10. Есть предание, в котором повествуется, что муха некогда была женщиной обворожительной красоты, но чрезмерно болтливой, к тому же музыкантшей и любительницей петь. Она оказалась соперницей Луны в любви к Эндимиону9. Но поскольку ей доставляло удовольствие будить сего прекрасного сонливца, без конца напевая ему на ухо песенки и болтая всякую чепуху, Эндимион разгневался на нее, а ревнивая Луна превратила ее в муху. Вот потому-то она никому не дает спать, а память об Эндимионе велит ей непрестанно искать красивых юношей с нежной кожей. Ее укус, ее пристрастие к крови вовсе не свидетельство ее жестокости; напротив, это знак любви и человеколюбия: она просто-напросто получает как может удовольствие и срывает цветок красоты.

11. В давние времена жила женщина, носившая имя Муха; замечательна она была тем, что сочиняла стихи столь же прекрасные, сколь и мудрые. А другая Муха была одной из самых прославленных афинских гетер. Это про нее комический поэт сказал:

Ужалила Муха его в сердце самое.

Так что муза комедии ничуть не гнушалась использовать это имя и возглашать его со сцены, и наши отцы нисколько не стеснялись так называть своих дочерей. Но и трагедия отзывается о мухе с величайшей похвалой, когда декламирует:

Даже муха способна с беспримерной отвагою
Устремляться на смертных, дабы крови напиться,
Что ж питают страх воины перед сталью блестящей?

Я мог бы еще много чего рассказать о Мухе, дочери Пифагора10, не будь эта история прекрасно известна всем и каждому.

12. Существует особая разновидность больших мух, которых все называют воинскими мухами или мухами-псами; они издают весьма резкое гудение; полет их стремителен; живут они достаточно долго и зиму проводят без пищи, прячась обычно в щелях стен. Самое же необыкновенное в них то, что они поочередно исполняют роль самца и самки и, после того как их покроют, сами покрывают других; иными словами, они, подобно отпрыску Гермеса и Афродиты, соединяют в себе оба пола и двойную красоту11. Я мог бы еще многое добавить к этой своей похвале, но останавливаюсь из опасения, как бы не сочли, будто я намереваюсь, как в той пословице, сделать из мухи слона.

Примечания

*. По переводу Эжена Тальбо, вышедшему в издательстве «Ашетт» в 1874 г.

1. Это не пародия, а действительно сочинение Лукиана из Самосаты. Представленный перевод сделан с французского текста, исходя из принципов данного издания: представление текстов самого Дали в основном корпусе, а также текстов, отобранных им самим для приложения к своему дневнику. Кстати, тут нелишне будет вспомнить одно из его высказываний: «Люблю мух! Это самые параноидальные насекомые мироздания».

2. Древние считали, что мухи и даже пчелы родятся из трупов и падали. Ср. Овидий. Метаморфозы, XV, 365—366: «Кругом из согнившей утробы / Цветоносные пчелы родятся» (перев. А. Фета).

3. ...возвращается к тому месту, которое успела укусить. — Афина «Сердце ж наполнила смелостью мухи, которая мужем, / Сколько бы крат ни была, дерзновенная, согнана с тела, / Мечется вновь уязвить, человеческой жадная крови». Илиада, XVII, 570—573. (Здесь и далее перев. Н. Гнедича.)

4. ...рой мух, кружащих над кувшином, полным молока... — «Подобно как мухи, / Роем под кровлей жужжа, вкруг подойников полных толпятся... Так ратоборцы вкруг тела толпились». Илиада, XVI, 641—644.

5. ...вводя в это сравнение муху. — «...дщерь светлоокая Зевса... возбраняет стреле смертоносной / К телу касаться; ее отражает, как нежная матерь, / Гонит муху от сына, сном задремавшего сладким». Илиада, IV, 129—131.

6. ...они собираются в рати... — «Стали ахеян сыны на лугу Скамандра цветущем... Словно как мух несчетных рои собираясь густые / В сельской пастушеской куще, по ней беспрестанно кружатся / В вешние дни, как млеко изобильно струится в сосуды, — / Так несчетны против троян браноносцы данаи / В поле стояли и, боем дыша, истребить их горели». Илиада, II, 468—474.

7. Платон (427—347 до н. э.) — один из выдающихся греческих мыслителей, основатель афинской школы философов Академии; о бессмертии души Платон пишет в диалоге «Федон».

8. Гермотим из Клазомен (V в. до н. э.) — древнегреческий философ, о котором рассказывали множество небылиц, в частности, что он предсказывал будущее и видел происходящее в отдаленных местах, для чего отпускал свою душу в полет, тело же его при этом словно бы утрачивало жизнь.

9. Эндимион (греч., миф.) — прекрасный юноша, в которого, по одному из мифов, влюбилась богиня луны Селена; она усыпила его и спрятала в пещере, куда приходила навещать Эндимиона в течение тридцати лет.

10. ...о Мухе, дочери Пифагора... — Имеется в виду дочь философа Пифагора Дамо, о которой Диоген Лаэртский сообщает, что отец доверил ей свои записки «с наказом никому не давать их из дома. И хоть она могла продать его сочинения за большие деньги, она того не пожелала, предпочтя золоту бедность и отцовский завет, а ведь она была женщина!». О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, кн. VIII, 1, 42.

11. Имеется в виду сын Гермеса и Афродиты Гермафродит, в которого влюбилась нимфа Салмакида, однако Гермафродит не отвечал ей взаимностью, и тогда она умолила богов слить ее с ним в одно двуполое существо.

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru