ХХ век глазами гения
 
 
Главная
«Сюрреализм — это Я!»
Дали — человек
Дали — художник
Дали — писатель
Дали и кино
Дали и мода
Дали и дизайн
Дали и парфюмерия
Дали и реклама
Дали и Дисней
Фотографии Дали
Фильмы о Дали
Музеи Дали
В память о Дали
Публикации Статьи Группа ВКонтакте

Главная / Дали — человек / Биография Дали

Биография Сальвадора Дали

1904

Сальвадор Филипе Хасинто Дали родился 11 мая в семье нотариуса Сальвадора Дали-и-Куси и его жены Фелипе Доменеч в Фигенрасе, городке северной Каталонии, расположенном в Ампурданской долине.

Дали всегда был глубоко привязан к месту своего рождения (и вообще к Каталонии), наложившему отпечаток на его искусство, образ жизни и характер с раннего детства. Он писал: «В шесть лет я хотел быть поварихой, в семь - Наполеоном».

1914-1918

Дали закончил среднюю школу в Фигерасе, рано проявив интерес к живописи. Он брал частные уроки живописи у художника Нуньенса, профессора академии художеств.

Потрясшие Европу события заложили фундаментпослевоенного авангардистского движения. Марсель создал первый «рэди-мэйд» (1913-1915) волнующие и необычные эксперименты проводили (с 1913 года) итальянские футуристы. Прамполини и Деперо с 1915 года работали над своими пластическими структурами из полиматериалов. Джорджо де Кирико и Карло создали метафизическую живопись (1916-1918). В 1916 году эксперименты в «Кабаре Вольтер» в Цюрихе породили течение Дада, первый манифест которого Тцара написал в 1918 году. Таковы были, по собственному признанию Дали, те значительные влияния, которые определили его художественные пристрастия.

1916-1919

Первые картины Дали свидетельствовали о явном влиянии испанских художников, таких как Модесто Ургель, мон Пичот и Мариано Фортуни, но в то же время вызвали живой интерес к тому, что составляло исторический фон современной живописи – к французскому импрессионизму и неоимпрессионизму.

Пишет картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе» (1916-1917), собрание Хоакина Вила-Монерса, Фигерас; «Сумеречный старик» (1918-1919), собрание Римона , Барселона

1919

В издаваемом в Фигерасе журнале «Studium» опубликованы первые статьи и иллюстрации Дали.

В Париж приезжает каталонский художник Хуан Миро, впоследствии выдающийся мастер сюрреализма и друг Дали.

В Веймаре создается объединение Баухаус, которому предстоит стать очагом в области архитектуры и визуальных искусств, связанных с абстрактными и структурными течениями в европейском авангарде. Эти течения перекликались с русским конструктивизмом и голландским движением «De Stijl» («Стиль») во главе с Питом Мондрианом. Дали всегда отрицал какое-либо значение абстрактного искусства для своей живописи и литературных произведений.

1920-1921

Дали поступают в Школу изящных искусств при Академии художеств Сан-Фернандо в Мадриде, где изучает рисунок живопись и скульптуру. Вступаетв тесный контакт авангардистскими движениями, увлекается Сезанном и итальянским футуризмом, оказавшими в то время явное влияние на его творчество, особенно на портреты, пейзажи и натюрморты. Сближается с литературными и художественными кругами Мадрида и знакомится с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой.

Пишет «Автопортрет», 1920-1922, Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Автопортрет», 1921, Фонд Галы-Сальвадора Дали; «Портрет моего отца», 1921, Фонд Галы-Сальвадора Дали; «Вид Кадакеса», 1921, частное собрание.

1922

Работает главным образом в Кадакесе — деревне, расположенной в 28 километрах от Фигераса, где родился его отец и где находился принадлежавший ему загородный дом. В октябре выставляет 8 картин на коллективной выставке в барселонской галерее Далмау.

Пишет «Натюрморт с фруктами», частное собрание; «Кадакес», собрание Монсеррат Дали, Барселона; «Автопортрет с рафаэлевской шеей», 1922—1923, частное собрание, Париж; «Первые дни весны», 1922—1923, собрание Рамона Эсталелья, Мадрид.

В Париже Бретон издает журнал Littérature, рупор сюрреализма. К этому движению в то время принадлежат всего три художника: Франсис Пикабиа, Макс Эрнст и Мэн Рэй.

1923

Дали временно отчислен из Академии за неподчинение академическим властям и за некоторые чересчур смелые идеи. Он тщательно объединяет академическую технику с достижениями авангардистской живописи в творчестве Хуана Гриса и итальянских метафизиков (Джорджо де Кирико).

Лучшая его картина этого периода — «Молодые женщины», Театр-музей Дали, Фигерас. В Испании устанавливается военная диктатура генерала Примо де Ривера.

1924

Дали ненадолго заключен в тюрьму, сначала в Фигерасе, а затем в Жероне. Причиной, скорее всего, послужили политические мотивы, поскольку его обвиняли в анархизме.

Иллюстрации к Les Bruixes de Llers Фажеса де Климента отмечают начало одного из важнейших периодов в жизни Дали-художника.

Пишет «Пуристский натюрморт», Театр-музей Дали, Фигерас.

В Париже Андре Бретон публикует «Первый манифест сюрреализма» и создает журнал La Révolution surréaliste.

1925

Дали восстанавливается в Академии художеств, но в 1926 году его вновь, уже окончательно, из нее исключают. В ноябре происходит его первая персональная выставка (17 картин и 5 рисунков), организованная в барселонской галерее Далмау, знаменитой своей авангардистской направленностью. Здесь же ранее, в 1922 году, выставлялся Пикабиа. В конце года Дали начинает сотрудничать с барселонской Gaceta de Arte, издававшейся до 1929 года.

Дали становится одним из наиболее известных молодых каталонских художников. Интерес к его творчеству проявляет Пикассо, посетивший его выставку в Барселоне.

Дали пишет «Порт-Альгер», частное собрание; «Молодую женщину, увиденную со спины», Музей современного искусства, Мадрид; «Женскую фигуру у окна», музей современного искусства, Мадрид.

В парижской галерее «Пьер» состоялась первая выставка сюрреалистов, в которой участвовали Арп, де Кирико, Эрнст, Миро. Открывали выставку Бретон и Роберт Деснос. В Мадрид с лекцией об идеях сюрреализма приезжает Луи Арагон: связи между французским и испанским сюрреализмом укрепляются прежде всего благодаря таким испанским художникам, как Миро и сам Пикассо.

1926

Дали регулярно, вплоть до 1929 года, сотрудничает с периодическим изданием L′Ami des arts (Gaceta de Sitges). Он ищет публичности, сначала — чтобы защитить и объяснить свое искусство, а позднее — как возможность открыто обустроить свои дела и привлечь к себе внимание. Происходит важная встреча в Фигерасе, куда приезжают Хуан Миро и маршан Пьер Льоб, во время которой Миро выступает как посредник между Дали и сюрреалистами. В конце года в Барселоне, в галерее Далмау, происходит вторая персональная выставка Дали (20 картин и 7 рисунков).

Пишет «Корзину с хлебом», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Женскую фигуру», около 1926 года, Театр-музей Дали, Фигерас.

В Барселоне умирает великий каталонский архитектор Антонио Гауди; его выдающиеся произведения были по-своему «сюрреалистичными» и всегда служили предметом восхищения Дали, который черпал в них вдохновение.

Федерико Гарсиа Лорка создает «Оду Сальвадору Дали»:

Встретив тебя, о мой смуглоголосый Дали,
я говорю лишь о том, что сказал мне твой облик.
Прежде всего, не талант, еще робкий, я вижу,
Вижу летящие прямо, упругие стрелы.
Вижу твой разум — твою каталонскую силу,
вижу любовь ко всему, что логично и ясно,
вижу я звездное и простодушное сердце,
сердце без ран, на червонный похожее туз.

(Отрывок в переводе Е.Л. Кассировой, цит. по «Гарсиа Лорка в воспоминаниях современников», М., 1997 г.)

В Париже, на улице Калло, Андре Бретон открыл Галерею сюрреализма.

1927

Вместе с теткой и сестрой Дали приезжает на неделю в Париж, где впервые встречается с Пикассо. Два самых знаменитых испанских художника века, столь различных в свое искусстве и столь разных по темпераменту, так и не стали друзьями. Дали вспоминал один момент из встречи с Пикассо, когда у входа в дом они остановились и обменялись взглядами, словно говоря: «Ты понял?» — «Да, я понял».

Пишет картины: «Механизм и рука», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Тройной автопортрет», Театр-музей Дали, Фигерас; «Женская голова», Театр-музей Дали, Фигерас.

На творчестве Дали этого времени сказывается влияние кубистского разложения форм и абстрактного сюрреализма Ханса Арпа. Луи Аргон, Андре Бретон и Поль Элюар вступают в Коммунистическую партию Франции. В самой партии к этому отнеслись с подозрением, в итоге их членство было коротким, хотя и бурным. Однако эта вспышка революционного энтузиазма сюрреалистов продолжает вызывать различные толки.

1928

Дали приезжает в Париж по совету и приглашению Марио, который знакомит его с другими сюрреалистами, Бретоном и Полем Элюаром. Дали наблюдает за сюрреалистическими экспериментами Ива Танги, Рене Магритта и Макса Эрнста. Вместе с Себастьяном Гашем и Льюисом Монтаньей он издает в испанском Ситжесе «Антихудожественный манифест». Три его работы представлены на Международной художественной выставке в Институте Карнеги в Питтсбурге. Это первая встреча американской публики с творчеством Дали. В конце года вместе со своим другом Луисом Бунюэлем он создает фильм «Андалузский пес» - одно из самых удивительных произведений киноавангарда. Несмотря на близость Дали к Танги и Эрнсту , увлечение идеалами сюрреализма находит в его творчестве совершенно особую форму выражения.

Пишет картины: «Антропоморфный пляж», коллаж из полиматериалов, Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Симбиоз женщины и животного», около 1928 г., Театр-музей Дали, Фигерас; «Торс», около 1928 г., Театр-музей Дали, Фигерас; «Плоть первокурицы», собрание Рамона Пичота, Барселона.

Андре Бретон публикует в Париже свою статью «Сюрреализм и живопись».

1929

Дали становиться членом группы сюрреалистов. Летом писатель Рене Шар и поэт Поль Элюар с женой Еленой (Галá) приезжают к Дали в Кадакес; между художником и тридцатипятилетней Галá, прозванной «музой сюрреализма», вспыхивает любовь с первого взгляда. С этого момента Гала становится его верной спутницей и постоянным источником вдохновения, как в жизни, так и в творчестве. Состоялась персональная выставка Дали (11 картин) в парижской галерее Гоэманс. Открывал выставку Бретон. Показ в конце года в парижском клубе «Studio 28» фильма «Андалузский пес» закончился скандалом.

Пишет картины «Призраки двух автомобилей», Театр-музей Дали, Фигерас; «Портрет Поля Элюара», Фонд Гала – Сальвадор Дали; «Аккомодация желаний», собрание Жюльена Леви, Бриджуотер, Коннектикут; «Высвеченные удовольствия», коллекция Янис, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Великий мастурбатор», частное собрание; «Мрачная игра», собрание Эрсен, Париж.

Он пишет о фильме «Андалузский пес»: «Фильм произвел эффект, которого я добивался: в один вечер он разрушил десять лет так называемого интеллектуального послевоенного авангарда. Эта непристойность, называемая абстрактным искусством, потерпев смертельное поражение, рухнула у наших ног. В Европе больше не осталось места для маниакальных ромбиков г-на Мондриана».

В последнем номере «La Révolution surréaliste» был опубликован «Второй манифест сюрреализма» Бретона с иллюстрациями Дали.

1930

Такт и осторожность Гала помогали поддерживать нормальные отношения между Дали и группой сюрреалистов. Он начинает сотрудничество с журналом «Сюрреализм на службе революции» и издает сборник очерков и поэм под названием «Видимая женщина», посвященный Гала, который вышел в издательстве «Эдисьон Сюрреалист». Поэма «Великий мастурбатор», названная по картине, написанной годом раньше, стала предтечей психоаналитического и диалектического метода его живописной теории. Дали иллюстрирует «Непорочное зачатие» Бретона и Элюара, создает, вновь в сотрудничестве с Бунюэлем, фильм «Золотой век». Его показ в течение нескольких дней в помещении парижского клуба «Studio 28» вызвал резкое выступление правого крыла Лиги патриотов, заклеймившего фильм Бунюэля как «большевистский» и устроившего погром, во время которого были уничтожены выставленные в фойе работы Эрнста, Дали, Рэя, Танги и Миро. Этот эпизод вызвал охлаждение отношений Дали и Бонюэля. Дали дистанцируется от политических взглядов сюрреалистов. Создает картину «Головокружение», собрание Карло Понтии, Рим.

В Испании произошло падение диктатора Примо де Риверы.

В Париже выходит новый журнал «Сюрреализм на службе революции», издававшийся до 1933 года.

1931

Дали выставляет 7 картин и 2 рисунка на выставке «Новый сверхреализм» в Уодсворт Атенеум в Хартфорде, Коннектикум. В Порт-Льигате, близ Кадакаса, Гала и Дали покупают рыбачий домик, который становится их жилищем.

Для «Эдисьон Сюрреалист» Дали пишет «Мягкие часы», а в журнале «Сюрреализм на службе революции» помещает каталог сюрреалистических объектов, в котором он защищает «декадентские, цивилизованные предметы европейского ар нуво» перед «дикими предметами», превозносимыми авангардом.

Создает картины «Постоянство памяти», или «Мягкие часы», Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Шесть явлений Ленина на фортепиано», Национальный музей современного искусства, Париж; «Старость Вильгельма Телля», частное собрание, Париж; «Портрет Гала», собрание Альберта Филда, Нью-Йорк.

Он объявляет «сюрреалистический объект, иррациональный объект с символической функцией, противостоящим содержанию снов и автоматического письма».

Расцвет каталонского модерна и творчества Антонио Гауди. Дали заявляет: «Саграда фамилия – это выдающееся произведение средиземноморской готики. Величайший архитектор Гауди, совершивший подростком путешествие на мыс Креус, вырос из этих теплых барочных скал, жестких геометрических очертаний этого божественного места».

В Испании восстанавливается Конституция; в апреле республиканцы побеждают на выборах; в декабре Каталония объявлена независимой.

1932

В Нью-Йорке, в галерее Жюльена Леви, выставлены 3 картины Дали, в том числе «Постоянство памяти», что положило начало его огромному успеху в Америке.

Публикует в Париже свой кинопроект «Babaou» («Бабау»), дополнив сценарий кинематографическим обзором и очерком о Вильгльме Телле.

Иллюстрирует «Седовласый револьвер» Бретона. Пишет картины «Рождение текучих желаний», собрание Пегги Гуггенхейм, Венеция; «Невидимая арфа, совершенная и посредственная», частное собрание, Париж; «Портрет виконтессы де Ноай», частное собрание, Париж; «Неплоские яйца на плоской тарелке», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида.

1933

Первая персональная выставка в Нью-Йорке, в галерее Жюльена Леви. Участие в групповой выставке «Сюрреализм 1933» в парижской галерее Пьера Колла; в декабре сюрреалистические работы Дали впервые выставляются в Испании, в барселонской галерее «Каталония». Сотрудничество в сюрреалистическом журнале «Минотавр», выходившем с 1933 по 1937 год, совпадает с возникновением замысла, связанного с «Анжелюсом» Милле. В творчестве этого периода настойчиво повторяется тема деятельности мозга и его деформаций.

Созданы «Мягкие часы», собрание Лучано Пистойя, Турин; «Человек-невидимка», Фонд Гала – Сальвадор Дали;«Средний бюрократ с распухшей головой приступает к обязанностям дояра черепной арфы», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида.

По его словам, «Анжелюс» Милле…прекрасен, как случайная встреча зонтика и швейной машинки на анатомическом столе».

1934

Все увеличивающиеся расхождения между Дали и сюрреалистами пробуждают Бретона исключить его из группы. Это судилище не возымело на Дали какого-либо действия, поскольку он уже завоевал международную известность. В лондонской галерее Цвеммер происходит его первая персональная выставка в Англии (16 картин, 20 рисунков и 17 набросков). Затем он совершает свою первую поездку в Нью-Йорк, оплаченной одной из поклонниц его таланта, Каресс Кросби, и начинает сотрудничать в «Cahiers dʹart».

Создает 42 иллюстрации к «Песням Мальдорора» графа Лотреамона (псевдоним Изидора-Люсьена Дюкаса), любимому произведению сюрреалистов. Несколько из воспроизводились с февраля по июль в журнале «American Weekly».

Пишет картины «Призрак сексуального влечения», Театр-музей Дали, Фигерас; «Атавистические останки дождя», галерея Ф. Пети, Париж; «Отнятие от груди накормленного шкафчика», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Атмосферический череп, содомирующий рояль», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида. Выборы в Каталонии привели к победе левого правительства.

1935

Дали принимает участие в сюрреалистической выставке, состоявшейся в Тенерифе, на Канарских островах, при поддержке издания «Gaceta de Arte» и местного художника Оскара Домингеса. Выставка стала одним из самых выдающихся событий в истории испанского сюрреализма.

Для «Editions Surréalistes», Париж, иллюстрирует «Зерна и шелуху» Тристана Тцара и пишет эссе «Завоевание иррационального», изданную также Жюльеном Леви в Нью-Йорке. Эта первая серьезная теоретическая работа привлекла внимание молодого, никому не известного психиатра Жака Лакана, который проводит исследования в области паранойи. Пишет «Анжелюс Дала», собрание Д.Рокфеллера Мл., Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Определяет свой метод как «параноидально-критический метод иррационального знания, основанный на критически-интерпретативной ассоциации феномена бреда».

1936

Участвует в «Сюрреалистической выставке объектов» в парижской галерее Раттон и для специального номера «Cahiers dʹart» пишет очерк под названием «Слава объекту». Первое посещение Америки способствует росту его известности. Знакомится с английским коллекционером Эдвардом Джеймсом, который вплоть до 1938 года будет оказывать Дали финансовую поддержку. Выполняет множество работ, в том числе одну из наиболее важных картин сюрреалистического периода – «Окраину параноидально-критического города. Вечер на обочине европейской истории».

Создает гипсовую статую «Венера с ящиками», частное собрание, Париж. Пишет картины: «Великий параноик», собрание Эдварда Джеймса, галерея Тейт, Лондон; «Пара с головами, полными облаков», собрание Эдварда Джеймса, галерея Тейт, Лондон; «Аптекарь из Фигераса, который решительно ничего не ищет», собрание Эдварда Джеймса, Суссекс, Англия; «Геологическое правосудие», собрание Эдварда Джеймса, Суссекс, Англия; «Солнечный столик», Фонд Эдварда Джеймса, Художественная галерея, Брайтон; «Перспектива», Фонд Гофмана, Художественный музей, Базель; «Три молодые сюрреалистические женщины с оболочками оркестровых инструментов в руках», фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Мягкая конструкция с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны», собрание Луиз и Уолтера Аренсберг, Филадельфийский художественный музей. Дали заявляет: «Название «Предчувствие гражданской войны», которое я дал этой картине за шесть месяцев до ее начала, -типичное проявление далианского дара ясновидения».

Дали заявляет: «Название “Предчувствие гражданской войны”, которое я дал этой картине за шесть месяцев до ее начала, — типичное проявление далианского дара ясновидения».

Среди дизайнерских работ Сальвадора Дали стоит вспомнить его «Возбуждающий пиджак», украшенный рюмками с мятным ликером — его нужно было надевать только «в иные очень тихие ночи великого чувственного компромисса» и «Телефон-омар».

Начинается Гражданская война. Федерико Гарсиа Лорка казнен франксистами недалеко от Гранады.

1937

Первая поездка Дали в Италию (две следующие он совершил в 1939 году), свидетельствует о его интересе к античности, Ренессансу (особенно Рафаэлю) и барокко.

В горах Земмерингс, недалеко от Вены, художник пишет картину «Образование чудовищ». Показательно, что по Нострадамусу предзнаменованием войны является как раз появление чудовищ, а картина написана за несколько месяцев до начала оккупации Австрии войсками фашистской Германии. По возвращении в Париж чета Дали начинает готовиться к июльской выставке в галерее Рену и Колль.

В этом же году Дали создает сюрреалистический диван-губы Мэй Уэст (Mae West).

Публикует поэму «Метаморфозы Нарцисса» — «параноидальную поэму», посвященную теме двойного образа, которая повторяется в одноименной картине. Пишет картины «Метаморфозы Нарцисса», 1936—1937, собрание Эдварда Джеймса, галерея Тейт, Лондон; «Портрет Фрейда», 1936—1937, Фонд «Гала — Сальвадор Дали»; «Осенний каннибализм», 1936—1937, собрание

Эдварда Джеймса, Суссекс, Англия; «Сон», собрание Эдварда Джеймса, Суссекс, Англия. Картину «Метаморфозы Нарцисса» Дали объяснил в журнале «Эдюсьон Сюрреалист»: «Это визуализация процесса метаморфоз Нарцисса. Если какое-то время пристально смотреть с близкого расстояния на гипнотически неподвижную фигуру Нарцисса, она начинает постепенно исчезать и, наконец, становится совершенно невидимой. Метаморфоза мифа осуществляется именно в данный момент, потому что изображение Нарцисса внезапно трансформируется в изображение руки, поднимающейся из его отражения. Кончиками пальцев рука держит яйцо — семя, луковицу, из которой возник новый Нарцисс — цветок».

Об «Осеннем каннибализме» Дали пишет: «Эти иберийские твари осенью по очереди пожирают друг друга, в чем и выражается пафос гражданской войны, рассматриваемой мной как один из природных процессов». Пабло Пикассо создает «Гернику», огромное панно, рассказывающее о чудовищной бомбардировке маленького испанского городка, и серию офортов «Мечты и ложь Франко». Сюрреализм становится голосом «другой», свободной Испании.

Далее художник отправляется в Италию, навещает Эдварда Джеймса и лорда Бернерса.

1938

Дали участвует в большой сюрреалистической выставке в Галерее искусств в Париже. Путешествует по Европе, открывает студию в Риме. В Лондоне писатель Стефан Цвейг знакомит его с Зигмундом Фрейдом.

Иллюстрирует сборник Поля Элюара «Сама жизнь». Пишет картины «Испания», собрание Эдварда Джеймса, Суссекс, Англия; «Бесконечная загадка», частное собрание, Нью-Йорк.

В своем письме от 20 июля 1938 года Зигмунд Фрейд пишет: «До сегодняшнего дня я был склонен считать сюрреалистов, которые избрали меня своим патроном-покровителем, совершенно сумасшедшими, поскольку 95 процентов из них злоупотребляют алкоголем…Этот молодой испанец, с фанатичным выражением честных глаз, обладающий несомненным мастерством, заставил меня изменить мнение. Безусловно, было бы очень интересно проанализировать истоки подобного рода живописи. И все же, выступая в роли критика, должен сказать, что понятие искусства не может переходить черту, где соотношение между бессознательным материалом и сознательной работой над темой выходит за допустимые пределы».

1939

В Нью-Йорке Дали напряженно работает над «Сном Венеры», сюрреалистическим проектом оформления Всемирной выставки в Нью-Йорке, и публикует «Декларацию о независимости воображения и права человека на безумие». В театре Метрополитен поставлен балет «Вакханалия», с декорациями и оформлением Дали.

С этого времени Дали отходит в своем творчестве от сюрреализма.

28 марта в Испании франкисты входят в Мадрид; учиненная ими кровавая расправа стала завершением Гражданской войны. 1 сентября Гитлер оккупирует Польшу, что становится началом Второй мировой войны.

1940

Вскоре после вторжения нацистов Дали покидает Париж и через Испанию выезжает в США. До 1948 года он живет в Калифорнии, на студии в Пеббл-Бич.

Пишет «Невольничий рынок с незримым бюстом Вольтера», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Лицо войны», Музей Бойманса ван-Бёнингена, Роттердам.

14 июня немецкие войска входят в Париж.

1941

продолжает работать в театре, создавая декорации к балету «Лабиринт». В конце года в Музее современного искусства в Нью-Йорке открывается его первая большая ретроспективная выставка (43 картины и 17 рисунков).

Бретон пишет о Дали в книге «Художественный генезис и перспективы сюрреализма»: «Несмотря на бесспорный талант в области саморекламы, успеху его дела вредит ультраретроградная техника (возврат к Мейсонье) и цинизм в отношении способов привлечения внимания. В последнее время он проявлял признаки паники, от которой быстро избавился, занявшись собственной рекламой».

1942

В этом и следующем году в восьми городах Америки была показана ретроспективная выставка Дали. На волне успеха он публикует свою автобиографию: «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (издательство «Dial Press», Нью-Йорк).

1943

Дали, ставший в Америке культовым художником, увлекается созданием интерьеров, реальных (как, например, стенные панели для квартиры Елены Рубинштейн в Нью-Йорке) или воображаемых (например, лицо Мэй Уэст в виде комнаты). Выставляет 29 произведений в Нью-йоркской компании Нодлер и Ко.

С характерной для него многоликостью и переменчивостью, наблюдая за кризисом сюрреализма и успехами абстрактного искусства, Дали заявляет: «Я намерен стать классиком». Пишет картину «Геополитическое дитя, наблюдающее за рождением нового человека», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида.

1944

Дали много работает: проектирует декорации к спектаклям « Кафе де Чинитас», «Сентиментальный диалог» и «Безумный Тристан»; публикует роман «Скрытые лица» («Dial Press») и создает иллюстрации, в частности, к «Фантастическим воспоминаниям» Мориса Сандоза.

Пишет картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», собрание Бруно Пальяри, Мехико.

1945

Иллюстрирует «Лабиринт» Мориса Сандоза. Окончательно порывает с сюрреалистическим движением. Пишет картины: «Апофеоз Гомера», частное собрание, Париж; «Три видения лица Гала», Фонд Гала - Сальвадора Дали; «Галарина», Театр-музей Дали, Фигерас; «Корзинка с хлебом», Театр-музей Дали, Фигерас.

6 августа чудовищный взрыв атомной бомбы в Хиросиме положил конец Второй мировой войне.

1946

Дали иллюстрирует шекспировского «Макбета»; создает цикл иллюстраций к «Дон Кихоту» Сервантеса, за которым последовали еще три; последний – в 1965 году. Сочиняет декорации к сценам кошмаров в фильме Альфреда Хичкока «Очарованный»; пишет картину «Искушение Святого Антония», Королевский музей изящных искусств, Брюссель.

1947

Иллюстрирует «Опыты» Монтеня.

1948

Возвращается в Испанию и поселяется в Порт-Льигате, - в доме, который с годами постепенно разрастается, словно живой организм. Здесь Дали переходит к новому, «классическому» периоду своего творчества и больше не поддерживает никаких связей с послевоенными авангардными течениями, находя вдохновение в традиционных темах западного искусства.

Иллюстрирует собственные «Пятьдесят секретов магии мастерства» и классику: «Как вам это понравится» Шекспира и «Жизнеописание Бенвенуто Челлини».

О своем доме в Порт-Льигате он говорил: «Наш дом растет как некая биологическая структура, размножаясь клеточным почкованием. В каждый важный момент нашей жизни рождается новая ячейка».

1949

Появляются первые наброски к картинам на религиозные темы. С этого года дали начинает интересоваться теориями гармонии и геометрии, изучает трактат Луки Паччолли о божественных пропорциях, но главная его цель – мистический символизм. Вместе с одним известным математиком работает над геометрическим построением картины «Атомная Леда», Театр-музей Дали, Фигерас.

1950

Работает над своей первой религиозной картиной «Мадонна Порт-Льигата» (получившей официальное одобрение Ватикана).

Пишет картины: «Пейзаж Порт-Льигата», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Мадонна Порт-Льигата», Собрание леди Данн, Квебек; «Дали в шестилетнем возрасте, когда он считал себя девочкой, приподнимает поверхность воды, чтобы посмотреть на спящую в тени моря собаку», собрание Франсуа де Валломбрёз, Париж.

1951

Публикует свой «Мистический манифест» (R.J. Godet, Париж), проявляя в годы «холодной войны» и международной напряженности поразительное безразличие, выдвигая теорию ядерного мистицизма и «атомного искусства». Создает первые работы «ядерного периода», в котором распадение формы на части преподносится как вечность духовного начала на фоне гибели материи.

Создает картины: «Христос Сан Хуана де ла Крус», Художественная галерея и музей в Глазго; «Взорванная рафаэлевская головка», собрание Стед-Эллис, Сомерсет, Англия; брошь «Око времени», 1951 – 1952, Фонд Оуэна Четхема, Нью-Йорк; брошь «Рот», золото, изумруд и жемчуг, 1951 – 1952, Фонд Оуэна Четхема, Нью-Йорк.

1952

Читает цикл лекций, где объясняет значение своего «мистического ядерного искусства». Выходит в свет французский перевод его автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (La Table Ronde, Париж).

Создает 102 акварели – иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

Пишет картины «Галатея сфер», частное собрание, Нью-Йорк; «Ультрамариново-корпускулярное Вознесение Богоматери», собрание Джона Теодоракопулоса; «Ядерный крест», галерея Ф.Пети, Париж.

1954

Первая большая ретроспективная выставка Дали в Риме, Италия (24 картины, 17 рисунков и 102 акварели - иллюстрации к «Божественной комедии» Данте).

Совместно с Филиппом Хольсманом публикует «Усы Дали» (Simon & Schuster, Нью-Йорк).

Изучает «Рассуждения о кубической форме» Хуана Эрреры, великого архитектора Эскориала, и следует его урокам в своей картине «Гиперкубический корпус». В творчестве Дали появляется навязчивый образ носорожьего рога (в его картинах отдельные детали принимают очертания рога носорога), так как, по его мнению, это единственный предмет из живого мира, имеющий очертание совершенной логарифмической спирали.

Пишет картины: «Носорожья фигура фидиевского Илисса», частное собрание, Нью-Йорк; «Гиперкубический корпус», собрание Честера Дейла, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1955

Возвращается к изучению старых мастеров, особенно Вермера, и выполняет большое религиозное полотно «Тайная вечеря», с двенадцатичастной композицией и с символикой числа двенадцать.

Пишет: «Параноидно-критический анализ «Кружевницы» Вермера», частное собрание; «Ужин», собрание Честера Дейла, Национальная галерея, Вашингтон.

1956

Большая ретроспективная выставка в Бельгии (34 картины, 8 рисунков и акварелей) – первая выставка, в подготовке которой Дали не принимал участия.

Пишет необычный и провокационный трактат о современном искусстве «Рогоносцы старого современного искусства» (Париж), на английском языке книга вышла под названием «Дали о современном искусстве» в издательстве «Dial Press», Нью-Йорк, 1957. Создает картины: «Носорожья гусиная кожа», собрание Бруно Пальяри, Мехико; «Живой натюрморт», Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Череп Сурбарана», Фонд Хиршхорна, Нью-Йорк.

По его словам, «ультраретроградная техника Мейсонье прекрасно подходит для изображения ультрасовременных биологических и ядерных тем».

1957-1959

Вновь обращается к работам старых мастеров (особенно Веласкеса) и религиозным сюжетам, которые приводят его к изучению великих тем в истории западного искусства. В то же время со свойственной ему способностью увлекаться проявляет интерес к «оптическому искусству», добиваясь необычных эффектов.

Пишет картины: «Великий Святой Иаков», 1957, собрание лорда Бивербрука, Художественная галерея Фредериктон, Канада; «Веласкес, пишущий инфанту Маргриту в лучах и в тени собственной славы», 1958, Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; «Ухо с Мадонной», 1958, собрание мистера и миссис Хейнц, Музей современного искусства, Нью-Йорк,; «Богоматерь Гваделупская», 1959, собрание Альфонсо Фьерро, Мадрид; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1959, Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида.

Вот что он писал о картине «Ухо с Мадонной»: «На расстоянии двух метров она выглядит как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, в пятнадцати метрах – это ухо ангела полтора метра высотой, написанное с помощью антивещества и, следовательно, чистой энергией».

1960

Создает выполненные в разной технике иллюстрации к «Апокалипсису св. Иоанна», включая миниатюру на меди, пройденную золотом. Книга была издана в 1961 году в Париже Жозефом Форе.

Работает с Робертом Дешарном над книгой «Мир Сальвадора Дали», изданной в 1962 году в Лозанне.

Увлекается исторической живописью XIX века, особенно творчеством своего соотечественника Мариано Фортуни. В 1960 -1961 годах делает множество набросков и гуашей с картины Фортуни «Битва при Тетуане», хранящейся в барселонском Музее современного искусства, для своего будущего произведения.

Завершает свое самое большое религиозное полотно, «Вселенский собор», частное собрание. Пишет картины «Обнаженная Гала, увиденная со спины», Театр-музей Дали, Фигерас; «Гиперксилогическое небо», Фонд Гала – Сальвадор Дали.

1961

В театре Фениче в Венеции состоялась премьера «Гала-балета». Декорации и костюмы выполнены Дали, хореография – Мориса Бежара.

Выходит в свет новое издание автобиографии Дали («Dial Press», Нью-Йорк, и «Vision Press», Лондон). К дому в Порт-Льигате пристраивается последняя «ячейка» - Овальный зал, посвященный мифу о Леде, целиком созданный и меблированный самой Гала.

1962

Дали все чаще возвращается к темам и техникам своего прошлого, пересматривая их в свете последних событий, в частности, в связи с экспериментами американского поп-арта, а также под впечатлением сенсационных научно-технических открытий.

Пишет картины «Битва при Тетуане», 1961 – 1962, собрание Давида Нагонада, Милан; «Христос Эль-Валлеса», собрание Джузеппе Альбаретто, Турин.

Ф.Крик, Дж.Д.Уотсон и М.Уилкинс получают Нобелевскую премию в области физиологии и медицины за исследования в области ДНК (деоксирибонуклеиновая кислота), «молекула жизни».

1963

В издательстве «Pauvert» Дали публикует «Трагический миф об «Анжелюсе» Милле» - «параноидно-критическую» интерпретацию этого шедевра Милле.

В глубине картины «Битва при Тетуане» он изображает двойную форму молекулярной структуры ДНК в виде ушной раковины.

Пишет картины: «Портрет моего умершего брата», частное собрание, Нью-Йорк; «Галасидеоксирибонуклеиновая», Национальный коммерческий банк, Бостон.

1964

В Токио газета «Mainichi» организует большую ретроспективную выставку Дали.

Художник издает «Дневник одного гения» («La Table Ronde», Париж; американское, сокращенное издание вышло в 1965 году в издательстве «Doubleday», Нью-Йорк). Приступает к четвертому циклу иллюстраций «Дон Кихота» для итальянского журнала «Tempo», который будет закончен в 1965 году.

1965

В Галерее современного искусства в Нью-Йорке состоялась большая ретроспективная выставка Дали (170 картин, 59 рисунков, гуашей и акварелей, 10 гравюр, 18 объектов и скульптур). Впервые публике было представлено собрание А.Рейнольдса Морза. Дали открывает метод «трехмерных» изображений (на плоскости), над которыми работает несколько следующих лет.

Создает 100 акварельных иллюстраций к Библии, а также серию рисунков пером «Эротические метаморфозы» («Editions à l’Erotidiade», Лозанна).

Создает картины: «Сальвадор Дали, пишущий портрет Гала в апофеозе доллара», частное собрание, Нью-Йорк; «Вокзал в Перпиньяне», Музей Людвига, Кельн; создает бюст Данте – шесть бронзовых экземпляров.

Он заявляет: «О современной эстетике можно сказать, что ПОП-АРТ (высшим достижением которого является ручная фотография в красках) плюс ОП-АРТ (чей высший идеал – кибернетический «муар») образуют тот помпезный стиль, которую мы видим у Мейсонье…».

1966-1967

В Порт-Льигате снят фильм «Мягкий автопортрет Сальвадора Дали» (1966).

Сам художник пишет картину «Ловля тунца» (1966 – 1967), Фонд Поля Рикара, Париж.

Для «Экспо-67» в Монреале Фуллер создает павильон в виде огромного геодезического купола-биосферы, конструкция которого восходит к строению молекулы.

1968

Дали начинает собирать материал для сборника статей об искусстве. Находясь во время майских событий этого года в Париже, пишет манифест «Моя культурная революция». «Искусство умерло, а его труп не съедобен» (надпись на стене Сорбонны во время майских беспорядков).

1969

Теория «изысканной помпезности» заставила Дали перейти от крупных картин предыдущего периода к истинно монументальному искусству. Первой такой работой стала роспись «Время королей» на плафоне трехметрового диаметра во дворце Аллеус в Барселоне.

Пишет «Портрет Гала», Театр-музей Дали, Фигерас.

1970

Расписывает еще один потолок в замке Пуболь, подаренный им Гала. Продолжая свои поиски в области «трехмерного искусства», изучает творчество голландского художника Герарда Доу, современника Вермера, и обнаруживает, что некоторые его картины стереоскопичны. Дали пытается создать стереоскопические изображения с помощью линзы Френеля, начинает интересоваться голограммой. Преподносит президенту Франции Жоржу Помпиду «Посмертную маску Наполеона», в которой он передал «квинтэссенцию силы императора».

Создает цикл из одиннадцати гравюр «Хиппи».

В сотрудничестве с испанским архитектором Эмилио Пересом Пиньеро разрабатывает план создания Театра-музея Дали в Фигерасе.

Пишет картину «Галлюцинагенный тореодор», 1969 – 1970, Фонд Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида; создает «Посмертную маску Наполеона», позолоченная бронза,1970, частное собрание, Париж.

1971

Поиски Дали в области пространственных возможностей и передачи средствами живописи третьего измерения приводят его к увлечению голографией.

Работает над циклом гравюр «Десять рецептов бессмертия», две из которых выполнены в «стереоскопической» манере (Андуэн-Дешарн, Париж); создает проект и приступает к работе над потолком фойе Театра-музея Дали в Фигерасе.

Американский физик Деннис Габор получает Нобелевскую премию за открытия в области использования лазерных лучей и голографии.

1972

Пользуясь советами Денниса Габора, Дали создает три голографических композиции («Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!»). показанные в галерее Нодлера в Нью-Йорке.

Он заявляет: «Трехмерная реальность занимала художников еще со времен Веласкеса, в наше время Пикассо с помощью аналитического кубизма попытался передать три измерения Веласкеса. Теперь, благодаря гению Габора, использование голографии сделало возможным художественное возрождение, и передо мной открылись двери новой области творчества».

1974

В сентябре состоялось торжественное открытие Театра-музея Дали в Фигерасе. Дали работает над скульптурой и произведениями из драгоценных материалов – золота и серебра (выставлены в музее Фигераса). Пишет картины: «Руджьер, освобождающий Анжелику», «Трансформация», «Отшельник», «Фигура, увиденная со спины», «Взрыв веры в соборе», «Ангелы, наблюдающие за канонизацией святого» (все – в Театре-музее Дали, Фигерас).

1975-1976

Вновь пишет стереоскопические картины, в частности «Стереоскопическую живопись», 1976, Театр-музей Дали, Фигерас. Он заявляет: «Я всегда был анархистом и в то же время монархистом. Истинная культурная революция – это реставрация монархических принципов. Монархическая традиция – это изменение и возобновление, в живописи она выражается в использовании ультрафотографической техники».

20 ноября 1975 года, после почти сорока лет диктаторского правления, умирает Франко, указав в качестве преемника принца Хуана Карлоса.

1980

Все упорнее становятся слухи о том, что Дали страдает серьезной, непонятной болезнью, требующей частой госпитализации; говорят, что он находится в подавленном состоянии, с трудом передвигается, время от времени выкрикивая «Я – улитка».

Болен Дали или нет, но он перестал писать. Это проявление творческого бессилия – полная противоположность его прежней продуктивности – может быть исталковано как стремление вновь привлечь к себе внимание. Однако разгоревшийся скандал, в центре которого оказались Энрике Сабатер, его секретарь и управляющий, и Гала, жена и ангел-хранитель Дали, не оставляет никаких сомнений относительно стоящей за всем этим истинной цели – поднять цены на произведения Дали на международном рынке.

1981

Неудивительно, что Дали установил рекорд самого высокооплачиваемого при жизни художника: 31 марта на аукционе Кристиз в Лондоне картина 1937 года «Сон» из собрания Эдварда Джеймса, одного из крупнейших коллекционеров сюрреалистического искусства. Была продана за 360 тысяч фунтов (около 550 тысяч долларов).

1982

10 июня в возрасте 89 лет (однако, так и не объявленном официально) умирает Гала, которая, несмотря на несколько операций, до самого конца вела активную жизнь. После бальзамирования ее тело было помещено в склеп подаренного ей Дали замка Пуболь в Каталонии.

26 июля король Хуан Карлос пожаловал художнику титул маркиза Дали-и-Пуболь.

Летом в Перпиньяне открывается огромная выставка (более 400 произведений, включая картины маслом, литографии и рисунки), которая должна положить конец скандалу. 11 октября полиция конфискует около 60 картин, подлинность которых оспаривает сам Дали. Вспыхивает спор о том, что является подделкой, а что – нет. При этом ни одна из центральных фигур не заслуживает доверия – ни владелец картин, один из бывших секретарей Дали, капитан Джон Питер Мур, ни автор подделок художник Мануэль Пухоль Баладас, заявивший, что изготовил сотни подделок, подписанных именем Дали, ни даже сам Дали, во всеуслышание отрекшийся от работ, авторство которых было сомнительно, или, напротив, подписавший полотна или даже целые пачки чистой бумаги, тем самым подтвердив их подлинность, - независимо от того, для чего они впоследствии могли бы быть использованы.

1983

Удалившись в добровольное заточение в замок Пуболь, куда он переехал после смерти Гала, Дали вновь начинает заниматься живописью. Опять возникают темы, напоминающие великий век сюрреализма («Кровать и две тумбочки, содомирующие виолончель»): он вновь обращается к великому испанскому искусству, к манере Веласкеса. А в том, что он воспроизводит некоторые детали «Пьеты» Микеланджело, можно видеть, по мнению самого Дали, торжество религии и традиции. Но превыше всего Дали ставит новое, «катастрофическое» направление, которое проявляется в кино, научной фантастике и собственно науке. И действительно, Дали заявляет, что его вдохновляет математическая теория катастроф, которую разработал Рене Том, и заполняет страницу за страницей «катастрофическими» фигурами, или, скорее, фигурами трансцендентальной топологии.

С другой стороны, он продолжает творить в легкомысленном мире моды, выпуская новые духи в хрустальном флаконе, повторяющем форму рта Афродиты Книдской: всего 5000 штук, пронумерованных и с его именем, по цене 3000 долларов.

Сначала в Барселоне, а затем в Мадриде устраиваются две большие выставки, на которых представлено 400 произведений 1914-1983 годов. Между тем не утихают споры вокруг подделок его произведений. Самые ярые критики утверждают, что творческие возможности художника уже на пределе, если только не иссякли окончательно.

1984

На последних «официальных» фотографиях художника мы видим безумного старика с седыми волосами – тень того Дали, каким он был раньше.

В июле в Ферраре открывается ретроспективная выставка творчества Дали (картины маслом, рисунки, украшения и скульптура) – самая значительная из когда-либо устраивавшихся в Италии.

30 августа, в результате пожара, вспыхнувшего в спальне Дали в замке Пуболь, художник получает серьезные ожоги. После ничем не объяснимого промедления Дали отправляют в госпиталь Эль Пилар в Барселоне, куда он поступает крайне истощенным и в замутненном сознании, в запущенной стадии болезни Паркинсона. Продолжительность его пребывания в больнице вызывает новые споры о причине пожара (по-видимому, ею стало короткое замыкание), в то время как вокруг художника вновь начинается зловещая пляска: родственники (его сестра Анна Мария), люди, с которыми он работал, старые друзья или таковыми себя считавшие, обвиняют окружающую Дали тесную группу (сиделки, его секретарь Роберт Дешарн) в том, что они не допускают их к художнику. Дали удается выжить: 19 октября он выписывается из больницы и уединяется в Башне Галатеи в Фигерасе, близ Театра-музея Дали, где ведет образ жизни настоящего затворника. Его содержат как редкое растение, на искусственном кормлении, в помещении, где поддерживается постоянная тепличная температура.

1986-1987

Установлено, что только за эти два года суммы, выплаченные за поддельные произведения Дали по всему миру, составляют около 600 миллионов долларов.

Рекорд цен побил один покупатель из Японии. Он заплатил за картину «Гала, смотрящая на море» (1972 – 1976) 2 миллиона 300 тысяч долларов.

1988

Для Дали открываются новые горизонты: в Музее имени Пушкина в Москве проходит выставка его произведений, главным образом рисунков. Часть коллекции остается в музее в качестве дара, сделанного ее владельцем, виконтом Аржийе. В условиях более мягкого политического климата при Горбачеве испанскому мастеру выпала честь пробить брешь в закоренелом остракизме официальной культуры России по отношению к европейскому авангарду. Еще в 1986 году в газете «Известия» было опубликовано первое большое интервью Дали – первое такого рода интервью в российской прессе.

Дали помещен в госпиталь Фигераса с бронхитом, который развился в воспаление легких, осложнившееся сердечной недостаточностью. Через неделю, 10 ноября, он был переведен в отделение интенсивной терапии центрального госпиталя Барселоны.

1989

В понедельник 23 января в 10.15 Сальвадор Дали умирает в госпитале Фигераса, где он родился 84 года тому назад. В течение двух дней, в среду и четверг, более 20 тысяч человек прошли мимо выставленного в Башне Галатеи тела Дали, забальзамированного и одетого в белую тунику с короной маркиза и большой золотой буквой «Д». Затем последовали официальные похороны, во время которых первые ряды были заполнены политическими и государственными деятелями. Дали похоронили в центре большого зала собственного музея, под знаменитым куполом, в окружении его произведений. Все свое состояние, оцененное более чем в 6 миллионов 500 тысяч фунтов (9 750 000 долларов) художник завещал Испании.

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href="http://www.dali-genius.ru/">«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

 
© 2024 «Сальвадор Дали: XX век глазами гения»  На главную | О проекте | Авторские права | Карта сайта | Ссылки
При копировании материалов с данного сайта активная ссылка на dali-genius.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru